воскресенье, 21 января 2018 г.

Про ковбоев

Я пишу, что "русские ковбои" - это было бы хорошо не потому, что люблю револьверы и не люблю бриться. Дело совсем в другом.

Русская история (в том виде, в котором она рассказана нам) - довольно плоская картина. В ней (обратите внимание) представлены только государственные (то есть коллективные) интересы. Прибавьте к этому, что символом государственных интересов является очень узкий круг, а в идеале - вообще царь (позже - Генеральный секретарь), и картина станет полной.

Вообще-то объём, рельеф, фактуру истории может придать только множество локальных, местных, отдельных, частных "историй", которые сводили бы всё к деяниям всем известных (в этой местности) людей. Принципиально, чтобы такие люди действовали добровольно, по своей собственной воле. Вот, таких людей я и называю "ковбоями".

Это не похвала (как известно, нет человека зловреднее и опаснее, чем преступный ковбой). Но без размышления о мотивах, побуждениях, вере и деяниях таких людей, их отдалённые "потомки" никак не станут соотносить себя ни с обществом ни с городом ни с регионом ни со страной.

Звенящая же риторика же из серии "Наша Великая История От Ивана Грозного До Владимира Путина Через Товарища Сталина И Миллиарды Крестьян" - это не история. Никак мы себя не соотнесём ни с Рюриковичем ни с Виссарионычем ни с Владимировичем. А "Миллиарды Крестьян" - это вообще абстракция. "Срастить" наше бытие со всем этим можно только через истории людей, которые примерно могли бы соотноситься с нами.


Вот, например, без гугля, кем вы считаете Якова Тряпицына: героем или преступником? Я вот, например, и сам знаю о нём только в общих чертах, но и это знание добавляет некоторой выпуклости моим представлениям обо всём "великом".


Комментариев нет:

Отправить комментарий