Россия совершенно упустила свой жанр вестерна. Истории
жителей поамурья могли бы составить аналог по времени и по стилю. Это была одна
и та же эпоха - вторая половина девятнадцатого века (потому что всё, что раньше
- это, насколько я понимаю, и в Америке тоже другой жанр: Фенимор Купер - не
вестерн). Заря американской модернизации - эпоха ковбоев.
К сожалению, в России время пощадило слишком мало
индивидуальных историй людей для этого. Нет местных легенд, о героях или
злодеях, неважно, потому что существование злодея предполагает и существование
героя.
Ковбою Мальборо недаром было суждено долгое дыхание - любой
человек может соотнести себя с этим деятельным индивидуалистом, проводящим
жизнь на лошади, среди своих личных свершений и авантюр.
Есть и другой стиль: "по мановению руки
Государя-Императора десять миллионов крепостных крестьян в лаптях, плотной
массой двинулись на восток"...
Понимаете, даже среди этих десяти миллионов - и то никто не соотносил себя с этим коллективным движением. А уж через несколько поколений, так и вообще все уверены, что Хабаровский край построен Первым Секретарём крайкома партии А. К. Чёрным в 80-е годы двадцатого века. Как только умрут те, кто помнит лично Чёрного, легенда о построении неба и земли скажет, что их сделал Ишаев, и так далее.
У коллективизма очень короткое дыхание. Едва только слабеет
руководящая и направляющая длань - а она слабеет просто по возрасту, толпа
норовит броситься врассыпную. Никто и никогда не мыслит себя категорией "я
- десять миллионов". Прекратили угрожать расстрелом - и слава богу. После
этого сразу же: "Я по своим делам, не скучайте тут без меня, адью"...
В этом отчасти и кроется разгадка того, почему
индивидуалисты всегда выстраивают плотные, спаянные общественные связи,
основанные на взаимной поддержке и органичной идентичности. Просто солидарность
индивидуалистов основана на сложении частных интересов и способности вносить
личный, частный вклад. Коллективисты всегда атомизированы (это один из
определяющих признаков коллективизма) и при первой возможности готовы ринуться
врассыпную. Всегда.
Там, где в качестве основы постулируется верховенство интересов
государства и коллектива над интересами человека (а это определение
коллективизма, вообще-то), там бегство (вплоть до дезертирства) может стать
экономически выгодным, политически правильным и морально оправданным. Для этого
достаточно прибавить коллективу немного агрессивности, чтобы было больше
среднего, и всё, беги, чувак, беги!
Комментариев нет:
Отправить комментарий