суббота, 20 января 2018 г.

Ковбой Мальборо и историческая память

Россия совершенно упустила свой жанр вестерна. Истории жителей поамурья могли бы составить аналог по времени и по стилю. Это была одна и та же эпоха - вторая половина девятнадцатого века (потому что всё, что раньше - это, насколько я понимаю, и в Америке тоже другой жанр: Фенимор Купер - не вестерн). Заря американской модернизации - эпоха ковбоев.

К сожалению, в России время пощадило слишком мало индивидуальных историй людей для этого. Нет местных легенд, о героях или злодеях, неважно, потому что существование злодея предполагает и существование героя.

Ковбою Мальборо недаром было суждено долгое дыхание - любой человек может соотнести себя с этим деятельным индивидуалистом, проводящим жизнь на лошади, среди своих личных свершений и авантюр.

Есть и другой стиль: "по мановению руки Государя-Императора десять миллионов крепостных крестьян в лаптях, плотной массой двинулись на восток"...

Понимаете, даже среди этих десяти миллионов - и то никто не соотносил себя с этим коллективным движением. А уж через несколько поколений, так и вообще все уверены, что Хабаровский край построен Первым Секретарём крайкома партии А. К. Чёрным в 80-е годы двадцатого века. Как только умрут те, кто помнит лично Чёрного, легенда о построении неба и земли скажет, что их сделал Ишаев, и так далее.

У коллективизма очень короткое дыхание. Едва только слабеет руководящая и направляющая длань - а она слабеет просто по возрасту, толпа норовит броситься врассыпную. Никто и никогда не мыслит себя категорией "я - десять миллионов". Прекратили угрожать расстрелом - и слава богу. После этого сразу же: "Я по своим делам, не скучайте тут без меня, адью"...

В этом отчасти и кроется разгадка того, почему индивидуалисты всегда выстраивают плотные, спаянные общественные связи, основанные на взаимной поддержке и органичной идентичности. Просто солидарность индивидуалистов основана на сложении частных интересов и способности вносить личный, частный вклад. Коллективисты всегда атомизированы (это один из определяющих признаков коллективизма) и при первой возможности готовы ринуться врассыпную. Всегда.

Там, где в качестве основы постулируется верховенство интересов государства и коллектива над интересами человека (а это определение коллективизма, вообще-то), там бегство (вплоть до дезертирства) может стать экономически выгодным, политически правильным и морально оправданным. Для этого достаточно прибавить коллективу немного агрессивности, чтобы было больше среднего, и всё, беги, чувак, беги!



Комментариев нет:

Отправить комментарий