воскресенье, 25 августа 2019 г.

Правительство: от политики до буфета



Когда речь заходит о назначениях в краевом правительстве, я в первую очередь задумываюсь над тем, как далеко может зайти политизация этого вопроса. На мой взгляд, сейчас были бы актуальны рассуждения о том, в какой степени процесс формирования краевого правительства должен подчиняться политическим принципам, а в какой степени – служебным, чиновничьим принципам. Это отнюдь не тема для праздных разговоров, потому что сейчас пришла пора определиться с набором ясных критериев, по которым общество будет оценивать то или другое назначение.

В местной прессе кипят лишние эмоции по этому поводу. Под огонь критики, например, попали чиновник из министерства строительства Павел Поляк и заместитель министра транспорта Николай Порошин, которые приехали в наш город из других областей.

На сегодняшний день политическими в нашем регионе можно назвать должности губернатора и депутатов Законодательной Думы, которые избираются на прямых выборах. В соответствии с известными новшествами в краевом законодательстве, теперь политизированы также должности вице-губернатора, а также первых заместителей и заместителей Председателя Правительства края, поскольку эти назначения сейчас требуют процедуры согласования губернаторского решения с краевой Думой.

В начале этого года краевые законодатели внесли соответствующие изменения в региональный Устав, закон Хабаровского края «О Законодательной Думе» и закон «О Правительстве». Когда депутаты требовали от губернатора, чтобы он согласовывал с ними свои кадровые решения, конечно же, они тем самым политизировали некоторые должности в краевом Правительстве.

Сейчас я хотел бы определиться с терминами: политическими я считаю только те назначения, которые связаны с такой процедурой, которая была бы по своей природе политической и предполагала согласованные действия хотя бы нескольких политических субъектов (избирателей, парламента, избранного губернатора). Конечно же, простое назначение чиновника вышестоящим руководством, с моей точки зрения, нельзя назвать политическим шагом, ведь в этом случае речь идёт о чисто служебных, чиновничьих отношениях.

Политизация же прочих должностных лиц, которые входят в состав правительства, представляется мне излишней. Во-первых, я не считаю, что служащий в ранге краевого министра нуждается в дополнительной политической легитимности, а во-вторых, всё-таки нельзя назвать его напрямую «народным представителем». В правительстве ведь есть чисто чиновничьи должности, которые не требуют специального политического процесса для своего замещения.

В связи с этим я считаю, что не следует политизировать назначения на те должности, которые по своей природе нельзя назвать политическими. Ну, зачем нужна прямая всенародная поддержка, например, министру строительства Хабаровского края? Он входит в состав кабинета, и политическую ответственность за успех его деятельности несёт губернатор. Специфическая политическая ответственность главы региона состоит в том, что его могут не переизбрать или отрешить от должности по политическим мотивам.

Неполитический министр несёт чисто служебную, юридическую ответственность. Если он окажется неэффективен и вызовет недовольство избирателей, то политический ущерб от этого претерпит, в первую очередь, глава региона. По этой причине назначение неполитических чиновников – это право губернатора, но это и его ответственность перед избирателями. Поскольку на губернаторе лежит эта ответственность, то вряд ли в процессе таких назначений может участвовать кто-то, кто такой ответственности не несёт.

Люди, претендующие на неполитические должности, вправе руководствоваться всеми теми же мотивами, как и при приёме на обычную работу. Это могут быть очень высокие должности, но ведь это именно должности службы, они не предполагают никакого согласования и взаимодействия с какими бы то ни было субъектами народного волеизъявления. В этом случае вопрос о том, почему один захотел занять должность, а другой не захотел – это довольно пустой вопрос.

В правительстве Хабаровского края есть большое количество должностей, которые не являются предметом для политического торга. И у нас с вами, как у избирателей, нет инструмента для того, чтобы как-то повлиять на эти назначения. Тем более, у нас нет возможности заставить кого-то претендовать на такую должность. Да, назначения на эти должности могут быть связаны с конкурсом, но всё равно это будет конкурс, который проводится самим Правительством.

Любая политизация государственной службы в той части, в которой она не связана с народным волеизъявлением, то есть внесение в эту сферу элемента политической борьбы, с моей точки зрения, неуместна. Политика – это одна сфера, государственная гражданская служба – это другая сфера.

Давайте подведём итог. Как я уже сказал, круг политизированных должностей в крае ограничен, и его можно легко очертить, просто ориентируясь на краевое законодательство. Конечно, для того, чтобы занимать такую должность, человек должен пользоваться авторитетом в крае, потому что политика предполагает прямую поддержку со стороны избирателей. Говоря прямо, я считаю, что политикой в нашем крае должны заниматься в первую очередь сами хабаровчане.

Если говорить о государственной гражданской службе, не связанной с политикой, то кандидаты на такие должности должны только отвечать критериям профессиональной пригодности и добросовестности. По это причине приглашение чиновников из других регионов само по себе не вызывает у меня особенных возражений.

Я хотел бы призвать всех не искать политические манёвры абсолютно во всём, что делает власть. Эдак мы можем дойти до того, что увидим политические мотивы в найме обыкновенной буфетчицы.


17 августа 2019 года
Константин Бубон

Бородовой знак

1 комментарий:

  1. Я прочитала, ни фига не поняла, народ проголосовал за фургала ( ЛДПР) в чем вопрос?

    ОтветитьУдалить