Когда речь заходит о назначениях в краевом правительстве, я в первую очередь задумываюсь
над тем, как далеко может зайти политизация этого вопроса. На мой взгляд,
сейчас были бы актуальны рассуждения о том, в какой степени процесс
формирования краевого правительства должен подчиняться политическим принципам,
а в какой степени – служебным, чиновничьим принципам. Это отнюдь не тема для праздных
разговоров, потому что сейчас пришла пора определиться с набором ясных
критериев, по которым общество будет оценивать то или другое назначение.
В местной
прессе кипят лишние эмоции по этому поводу. Под огонь критики, например, попали
чиновник из министерства строительства Павел Поляк и заместитель министра
транспорта Николай Порошин, которые приехали в наш город из других областей.
На сегодняшний
день политическими в нашем регионе можно назвать должности губернатора и
депутатов Законодательной Думы, которые избираются на прямых выборах. В
соответствии с известными новшествами в краевом законодательстве, теперь политизированы
также должности вице-губернатора, а также первых заместителей и
заместителей Председателя Правительства края, поскольку эти назначения сейчас
требуют процедуры согласования губернаторского решения с краевой Думой.
В начале этого
года краевые законодатели внесли соответствующие изменения в региональный
Устав, закон Хабаровского края «О Законодательной Думе» и закон «О
Правительстве». Когда депутаты требовали от губернатора, чтобы он согласовывал с
ними свои кадровые решения, конечно же, они тем самым политизировали некоторые
должности в краевом Правительстве.
Сейчас я хотел
бы определиться с терминами: политическими я считаю только те назначения,
которые связаны с такой процедурой, которая была бы по своей природе
политической и предполагала согласованные действия хотя бы нескольких
политических субъектов (избирателей, парламента, избранного губернатора).
Конечно же, простое назначение чиновника вышестоящим руководством, с моей точки
зрения, нельзя назвать политическим шагом, ведь в этом случае речь идёт о чисто
служебных, чиновничьих отношениях.
Политизация же
прочих должностных лиц, которые входят в состав правительства, представляется
мне излишней. Во-первых, я не считаю, что служащий в ранге краевого министра
нуждается в дополнительной политической легитимности, а во-вторых, всё-таки
нельзя назвать его напрямую «народным представителем». В правительстве ведь
есть чисто чиновничьи должности, которые не требуют специального политического
процесса для своего замещения.
В связи с этим
я считаю, что не следует политизировать назначения на те должности, которые по
своей природе нельзя назвать политическими. Ну, зачем нужна прямая всенародная
поддержка, например, министру строительства Хабаровского края? Он входит в
состав кабинета, и политическую ответственность за успех его деятельности несёт
губернатор. Специфическая политическая ответственность главы региона состоит в
том, что его могут не переизбрать или отрешить от должности по политическим
мотивам.
Неполитический
министр несёт чисто служебную, юридическую ответственность. Если он окажется
неэффективен и вызовет недовольство избирателей, то политический ущерб от этого
претерпит, в первую очередь, глава региона. По этой причине назначение
неполитических чиновников – это право губернатора, но это и его ответственность
перед избирателями. Поскольку на губернаторе лежит эта ответственность, то вряд
ли в процессе таких назначений может участвовать кто-то, кто такой
ответственности не несёт.
Люди,
претендующие на неполитические должности, вправе руководствоваться всеми теми
же мотивами, как и при приёме на обычную работу. Это могут быть очень высокие
должности, но ведь это именно должности службы, они не предполагают никакого
согласования и взаимодействия с какими бы то ни было субъектами народного
волеизъявления. В этом случае вопрос о том, почему один захотел занять
должность, а другой не захотел – это довольно пустой вопрос.
В
правительстве Хабаровского края есть большое количество должностей, которые не
являются предметом для политического торга. И у нас с вами, как у избирателей,
нет инструмента для того, чтобы как-то повлиять на эти назначения. Тем более, у
нас нет возможности заставить кого-то претендовать на такую должность. Да,
назначения на эти должности могут быть связаны с конкурсом, но всё равно это
будет конкурс, который проводится самим Правительством.
Любая
политизация государственной службы в той части, в которой она не связана с
народным волеизъявлением, то есть внесение в эту сферу элемента политической
борьбы, с моей точки зрения, неуместна. Политика – это одна сфера,
государственная гражданская служба – это другая сфера.
Давайте
подведём итог. Как я уже сказал, круг политизированных должностей в крае
ограничен, и его можно легко очертить, просто ориентируясь на краевое
законодательство. Конечно, для того, чтобы занимать такую должность, человек
должен пользоваться авторитетом в крае, потому что политика предполагает прямую
поддержку со стороны избирателей. Говоря прямо, я считаю, что политикой в нашем
крае должны заниматься в первую очередь сами хабаровчане.
Если говорить
о государственной гражданской службе, не связанной с политикой, то кандидаты на
такие должности должны только отвечать критериям профессиональной пригодности и
добросовестности. По это причине приглашение чиновников из других регионов само
по себе не вызывает у меня особенных возражений.
Я хотел бы
призвать всех не искать политические манёвры абсолютно во всём, что делает
власть. Эдак мы можем дойти до того, что увидим политические мотивы в найме обыкновенной
буфетчицы.
17 августа
2019 года
Константин
Бубон
Я прочитала, ни фига не поняла, народ проголосовал за фургала ( ЛДПР) в чем вопрос?
ОтветитьУдалить