Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
Я думаю, жителям Дальнего Востока стоит начать разбираться в полномочиях
тех чиновников, которые управляют делами нашего региона. Грамотность в этом
вопросе помогла бы нам избежать недопонимания и многих разочарований на
выборах.
Вот, например, институт полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Эту должность сейчас
занимает Юрий Петрович Трутнев. Я много раз убеждался в том, что обычный житель
нашего края мало что знает о деятельности этого государственного органа.
Зачастую знание гражданина о полномочном представителе президента
ограничивается тем, что это – очень, очень большой начальник. Его деятельность
по существу дальневосточникам, как правило, непонятна, и это не удивительно.
В соответствии с Конституцией, субъектами Российской Федерации являются
края, области, республики, автономная область, автономные округа, города федерального
значения. Федеративное устройство нашей страны наследует советскому
административному устройству, потому что границы краёв и областей, в основном,
сформировались ещё во времена СССР, и по своему правовому положению эти территориальные
образования равны между собой.
Государственные органы субъектов федерации делят
полномочия с федеральной властью на основании разграничения предметов ведения.
В рамках своих полномочий краевые органы вполне самостоятельны.
Главное, что нужно знать про федеральные округа – это то, что они не
являются субъектами федерации и в Конституции нашей страны вы не найдёте
никакого упоминания о них. Федеральные округа́ были созданы не по Конституции,
а в соответствии с Указом президента России № 849 от 13 мая 2000 года. В
соответствии с этим указом полномочный представитель в федеральном округе назначается
на должность и освобождается от должности Президентом и входит в состав его администрации.
Иными словами, полномочный представитель президента не избирается
жителями нашего края. Он действует в пределах тех полномочий, которыми его
наделяет федеральная президентская власть. Тонкий момент, который понимают не
все дальневосточники, заключается в том, что представитель президента не имеет
права вмешиваться в деятельность краевых и областных органов власти, которые
действуют в пределах своих полномочий.
Дальневосточный Федеральный округ похож на лоскутное одеяло: он состоит
из нескольких самостоятельных субъектов федерации, и ни один из них не может
управляться напрямую из федерального центра. Внутри каждого края и каждой
области есть своя отдельная политическая жизнь: местные избиратели на выборах
формируют краевые органы власти для того, чтобы та управляли делами региона в
пределах своих полномочий. По крайней мере, так должно быть. Решение
большинства экономических и социальных вопросов в федеративном государстве
должно быть перенесено ближе к людям, то есть на уровень края или области.
Таковы, в общих чертах, реалии федеративного устройства нашей с вами
страны. Какое же место в этой системе занимает представитель президента в
Дальневосточном Федеральном округе? С одной стороны, этот чиновник не
избирается нами и не входит в структуру краевых или областных органов власти. С
другой же стороны, он не может непосредственно, сам по себе, исполнять
обязанности президента или председателя правительства.
Именно по этой причине мы с вами никогда и не были свидетелями каких-то
ярких и решительных действий со стороны Юрия Трутнева. Просто все федеральные
решения, которые касаются нашей жизни, оформляются указами президента или
постановлениями правительства, а к решениям краевых властей представитель
президента чаще всего и вовсе не причастен.
Самое резонансное решение, которое
он, судя по всему, принял самостоятельно, это решение о собственном переезде из
Хабаровска во Владивосток. Этот переезд федеральных бюрократов пресса зачем-то
громко назвала переносом дальневосточной столицы, невзирая на то, что у
федерального округа по Конституции не может быть никакой столицы.
На самом деле отношения губернаторов с представителем президента – это отражение
отношений краёв и областей с федеральным центром. При этом политический и
юридический смысл такого образования, как федеральный округ, остаётся неясным. Руководство
округа выглядит как посредник между двумя уровнями российского государственного
управления, и оправданность существования такого посредника всегда может быть
поставлена под сомнение.
Я уверен в том, что весь смысл деятельности чиновников Дальневосточного
федерального округа сводится только к облегчению взаимодействия краевых
политиков и управленцев с федеральными. Самостоятельного политического значения
окружной представитель президента не имеет и не может иметь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий