вторник, 5 марта 2019 г.

Представитель президента в ДВФО: какова его роль и велико ли его влияние на жизнь региона





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Я думаю, жителям Дальнего Востока стоит начать разбираться в полномочиях тех чиновников, которые управляют делами нашего региона. Грамотность в этом вопросе помогла бы нам избежать недопонимания и многих разочарований на выборах.

Вот, например, институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Эту должность сейчас занимает Юрий Петрович Трутнев. Я много раз убеждался в том, что обычный житель нашего края мало что знает о деятельности этого государственного органа.

Зачастую знание гражданина о полномочном представителе президента ограничивается тем, что это – очень, очень большой начальник. Его деятельность по существу дальневосточникам, как правило, непонятна, и это не удивительно.

В соответствии с Конституцией, субъектами Российской Федерации являются края, области, республики, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Федеративное устройство нашей страны наследует советскому административному устройству, потому что границы краёв и областей, в основном, сформировались ещё во времена СССР, и по своему правовому положению эти территориальные образования равны между собой.

Государственные органы субъектов федерации делят полномочия с федеральной властью на основании разграничения предметов ведения. В рамках своих полномочий краевые органы вполне самостоятельны.

Главное, что нужно знать про федеральные округа – это то, что они не являются субъектами федерации и в Конституции нашей страны вы не найдёте никакого упоминания о них. Федеральные округа́ были созданы не по Конституции, а в соответствии с Указом президента России № 849 от 13 мая 2000 года. В соответствии с этим указом полномочный представитель в федеральном округе назначается на должность и освобождается от должности Президентом и входит в состав его администрации.

Иными словами, полномочный представитель президента не избирается жителями нашего края. Он действует в пределах тех полномочий, которыми его наделяет федеральная президентская власть. Тонкий момент, который понимают не все дальневосточники, заключается в том, что представитель президента не имеет права вмешиваться в деятельность краевых и областных органов власти, которые действуют в пределах своих полномочий.

Ни один из федеральных органов не вправе подменять собой краевую власть, которая была избрана непосредственно жителями нашего региона. Представитель президента ни в коем случае не является начальником для губернатора – они просто представители двух разных ветвей власти.

Дальневосточный Федеральный округ похож на лоскутное одеяло: он состоит из нескольких самостоятельных субъектов федерации, и ни один из них не может управляться напрямую из федерального центра. Внутри каждого края и каждой области есть своя отдельная политическая жизнь: местные избиратели на выборах формируют краевые органы власти для того, чтобы та управляли делами региона в пределах своих полномочий. По крайней мере, так должно быть. Решение большинства экономических и социальных вопросов в федеративном государстве должно быть перенесено ближе к людям, то есть на уровень края или области.

Таковы, в общих чертах, реалии федеративного устройства нашей с вами страны. Какое же место в этой системе занимает представитель президента в Дальневосточном Федеральном округе? С одной стороны, этот чиновник не избирается нами и не входит в структуру краевых или областных органов власти. С другой же стороны, он не может непосредственно, сам по себе, исполнять обязанности президента или председателя правительства.

Именно по этой причине мы с вами никогда и не были свидетелями каких-то ярких и решительных действий со стороны Юрия Трутнева. Просто все федеральные решения, которые касаются нашей жизни, оформляются указами президента или постановлениями правительства, а к решениям краевых властей представитель президента чаще всего и вовсе не причастен.

Самое резонансное решение, которое он, судя по всему, принял самостоятельно, это решение о собственном переезде из Хабаровска во Владивосток. Этот переезд федеральных бюрократов пресса зачем-то громко назвала переносом дальневосточной столицы, невзирая на то, что у федерального округа по Конституции не может быть никакой столицы.

На самом деле отношения губернаторов с представителем президента – это отражение отношений краёв и областей с федеральным центром. При этом политический и юридический смысл такого образования, как федеральный округ, остаётся неясным. Руководство округа выглядит как посредник между двумя уровнями российского государственного управления, и оправданность существования такого посредника всегда может быть поставлена под сомнение.

Я уверен в том, что весь смысл деятельности чиновников Дальневосточного федерального округа сводится только к облегчению взаимодействия краевых политиков и управленцев с федеральными. Самостоятельного политического значения окружной представитель президента не имеет и не может иметь.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


Российский флаг

Комментариев нет:

Отправить комментарий