вторник, 11 декабря 2018 г.

День Российской Конституции





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Двенадцатое декабря – дата, которая заслуживает того, чтобы быть одним из главных национальных праздников для нашей страны. В этот день в тысяча девятьсот девяносто третьем году была принята Конституция Российской Федерации.

Значимость этого документа состоит в том, что он призван зафиксировать общественный консенсус по поводу главных принципов российской жизни. Нередко мы становимся свидетелями того, что законодательная власть склонна неожиданно и легкомысленно изменять важные правила, которые непосредственно влияют на нашу жизнь. Это явление даже получило ироничное название «новостное законотворчество».

Российский законодатель часто бывает охвачен вот этим командным зудом, когда он порывается переписывать даже те законы, которые ещё не успели в полной мере оказать своё действие на общество. Количество изменений, которые были внесены в некоторые кодексы, исчисляется сотнями.

Я невольно задаю себе вопрос, возможно ли существование хоть чего-то стабильного и неизменного там, где власть абсолютно свободна и ничем не ограничена в своём нормотворчестве, а общество, как правило, молчит, и почти никакая законодательная инициатива не встречает существенных возражений? Ответом на него может стать только обращение к конституционным основам, к конституционным принципам.

Конституция, по своей природе – это консервативный документ, прежде всего потому, что внесение в неё изменений чрезвычайно затруднено. Нельзя поменять Конституцию между завтраком и обедом только потому, что вам не понравились новости в утренних газетах. Её роль заключается в том, чтобы хранить в себе базовые основы народного волеизъявления.

Например, в соответствии со статьёй сто тридцать пятой Конституции российский парламент не имеет полномочий по изменению основ конституционного строя и пересмотру главных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, Государственная Дума и Совет Федерации не могут, например, объявить Россию монархией, даже если они этого очень сильно захотят.

Подобные действия юридически будут расцениваться как попытка насильственного захвата власти, то есть попросту, как государственный переворот со всеми вытекающими последствиями. Главные конституционные принципы нашей страны могут быть пересмотрены только путём созыва Конституционного Собрания либо всенародным голосованием, то есть референдумом.

Конституция защищена от поспешных и конъюнктурных изменений, и у этого есть важные причины. В первую очередь это связано с тем, что среди граждан нашей страны сложилось согласие по ряду важных вопросов. Например, я думаю, что никто, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, не будет сейчас, в двадцать первом веке, настаивать на отмене частной собственности или на отказе от республиканской формы правления. Большинство граждан понимает, как важно сохранять и развивать федеративные отношения, которые предполагают существенную самостоятельность регионов в их отношениях с федеральным центром.

Если говорить о содержании российской Конституции, о тех ценностях и тех нормах, которые были провозглашены в девяносто третьем году, с принятием Основного закона, то, я думаю, под многими из них подпишется большинство граждан нашей страны. В первую очередь я сейчас имею в виду тот раздел Конституции, который касается прав и свобод человека и гражданина. Вряд ли кто-нибудь готов, например, отказаться от личной свободы в пользу молчаливого бесплатного труда.

Когда речь идёт о незыблемости конституционных принципов, следует понимать, что мы говорим не о каком-то бюрократическом упрямстве, а о тех основах, на которых люди согласились построить национальную государственность. Эти принципы, например, не могут быть пересмотрены какой-то группой самозваных интеллектуалов, даже если они настаивают, будто им одним известно, как должны жить все остальные. Общие для всех, универсальные и легитимные принципы существуют именно для того, чтобы защитить страну от фюреров и вождей, которых мир в достаточном количестве видел в двадцатом веке.

Конечно же, в системе российского права большую роль играют позиции Конституционного суда, которые представляют собой официальное толкование статей основного закона. Это означает, что на этом органе лежит обязанность по раскрытию смысла конституционных норм. При этом Конституционный суд не имеет права руководствоваться политическими или идейными мотивами и он не вправе выносить такие постановления, которые изменяли бы или искажали текст Основного закона.

Я очень хотел бы надеяться, что, когда перед страной встанет вопрос о конституционной реформе, то он будет решаться строго в границах правовых и демократических процедур. Да, они очень сложны, но только они позволяют предпринять перезагрузку тех элементов государства, которые перестали отвечать потребностям гражданской нации.

Претензии на единоличное или партийное доминирование в таких вопросах всегда сулят грядущую катастрофу. Подлинная гражданская доблесть состоит в верности в первую очередь конституционным принципам, а не личностям и не партийным доктринам.

Я думаю, что именно эта мысль лежит в основе Дня Российской Конституции.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


Российский флаг

2 комментария: