понедельник, 7 ноября 2016 г.

Конституция как монолог и самоописание нации



Радиостанция "Восток России" 103.7 FM , 765 AM





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Двенадцатого декабря мы отметим один из своих главных национальных праздников. Он правда один из самых значимых, но, боюсь, он до сих пор так и не оценён по достоинству. Двенадцатого декабря девяноста третьего года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Даже преамбула этого документа заслуживает самого пристального внимания. Давайте поговорим об этом.

Обратите внимание, текст Конституции в грамматическом смысле слова вовсе не обезличен, наоборот, он написан от первого лица. Знаете, как звучат первые четыре слова основного закона? «Мы, многонациональный народ России». Это не просто грамматический изыск. Речь идёт о том, что субъектом исторического процесса и единственным источником власти в стране являются её граждане.

Именно они наделяют властью всех чиновников от президента до участкового инспектора. И депутаты – не более, но и не менее, чем представители народа. Это от его имени принимаются законы, заключаются международные договоры и ведутся войны.

Преамбула Конституции помогает нам понять, что такое нация. Нация, понимаемая как коллективный политический субъект, – это и есть совокупность всех граждан, которые имеют своё представительство в органах государственной власти. Прошу обратить внимание, это – политическое определение, и оно почти никак не связано с этнической принадлежностью того или иного человека, его цветом кожи или разрезом глаз. Дело совсем не в этом.

Принадлежность к нации определяется сложнее и она в большей степени зависит от готовности человека на равных со всеми участвовать в общественной, политической и экономической жизни единой страны. Если смотреть на вопрос с этой точки зрения, то можно понять, что даже языковой барьер – не такая уж и большая проблема. Нормативный русский язык в том виде, в котором мы с вами его знаем, сложился примерно в середине девятнадцатого века, параллельно с распространением более или менее единообразного школьного образования.

Известному политическому деятелю позапрошлого столетия, участнику борьбы за объединение Италии, Массимо де Адзельо, приписывают любопытное высказывание. Однажды он сказал: «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев».

Думаю, эти слова принадлежат мудрому человеку, который понимал, что строительство нации – это вовсе не работа Господа Бога. Это непрерывный процесс, за который отвечает национальная элита в широком смысле этого слова – научная, политическая, интеллектуальная. История показывает, что в это движение могут быть вовлечены многие народности, при условии, что имеется привлекательный проект.

Так вот, преамбула к Конституции напоминает нам, что российская нация объединена общей исторической судьбой и общей ответственностью за свою землю. За ту самую страну, границы которой сложились к моменту её вступления в законную силу. Это – документ, потому что он обосновывает единство и взаимное уважение среди граждан.

Именно поэтому я, например, абсолютно не понимаю публичных людей, которые всячески подчёркивают свою связь с СССР в противоположность России. Со стороны это выглядит как малодушная попытка уклониться от ответственности за абсолютно реальную, живую страну со всему её проблемами и противоречиями. То, что некоторые люди мотивируют это верностью другой стране, Советскому Союзу, почему-то не вызывает у меня симпатии.

Наш основной закон – это документ, который имеет отношение к построению гражданской общности. Двенадцатого декабря – это день её рождения, и хороший повод вспомнить о своей причастности, не много и не мало, а к судьбе одной из величайших стран мира.

Я, со своей стороны обещаю, что ещё не раз вернусь к рассуждениям о нашей национальной Конституции.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


Российский флаг

Комментариев нет:

Отправить комментарий