Радиостанция "Восток России" 103.7 FM , 765 AM
Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
В Российской Конституции есть нормы, которые часто обходят вниманием, и это очень неправильно. Не то, чтобы их знание было полезно каждому человеку в его повседневной жизни, но иногда всё равно стоит о них вспоминать.
Например, в соответствии со статьёй седьмой Конституции, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обычно даже самый заинтересованный взгляд скользит по этому тексту безо
всякого внимания. Но сейчас я предлагаю извлечь из этих слов более развёрнутый
смысл. Говоря о социальном государстве, следует помнить, что это относительно
молодой термин.
Исторически его корни уходят во вторую половину девятнадцатого
века, когда, под влиянием профсоюзного движения начал обсуждаться вопрос о том,
кто именно будет организовывать помощь старикам и инвалидам, сиротам и другим
людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
То, что всё это входит в сферу ответственности государства, на самом деле
не такой уж и очевидный ответ, по крайней мере, история знает различные формы
организации социальной сферы. Было время, когда школы и больницы принадлежали
главным образом церкви, а помощь неимущим принимала форму милостыни.
Итак,
термин «социальное государство» означает, что социальные права и свободы в
стране гарантированы конституцией, а обязанности по их охране возлагаются
именно на государственные органы, а не на какие-то другие структуры. Государство
может проявлять свой социальный характер, например, путём организации системы
здравоохранения, путём установления минимального размера оплаты труда, государственных
пенсий, пособий и различными другими способами.
В послевоенный период идеи социального государства послужили основой для
развития в странах Западной Европы концепции государства всеобщего
благоденствия (или, как его ещё называют, Welfare state), то есть такой общественно-экономической
формации, при которой государство играет ключевую роль в обеспечении
благосостояния всех своих граждан.
Ни в коем случае не следует путать Welfare state с социализмом. В отличие от социалистического, государство всеобщего
благоденствия предполагает эффективную капиталистическую экономику, основанную
на частной собственности. Социальная функция государства в этом случае
финансируется обычно за счёт прогрессивной шкалы налогообложения.
Конечно же, следует понимать, что у государства никогда не бывает никаких
собственных денег, его казна – это всегда деньги налогоплательщиков. На этом и
основана критика идей социального государства. Его противники основываются на
том, что Welfare state – это всегда
государство с высокими налогами. Не для всех людей очевидна необходимость
забирать деньги у работающих граждан и перераспределять их через посредничество
неповоротливой, а зачастую и коррумпированной государственной бюрократии.
Именно с этим связан поворот, который наблюдался в мире начиная с
восьмидесятых годов двадцатого века. Его знаковыми фигурами стали премьер-министр
Великобритании Маргарет Тетчер и президент США Рональд Рейган. Консервативная
экономическая политика, которая проводилась их сторонниками, предполагала
широкую приватизацию, снижение налогов, уменьшение государственного
вмешательства в экономику и сворачивание социальных программ. Итоги тэтчеризма
и рейганомики состояли в существенном оздоровлении мировой экономической жизни.
Однако, следует понимать, что прогресс не стоит на месте. Двадцать первый
век характеризуется всё большей автоматизацией производства. Физический труд людей
в новом мире всё менее и менее востребован. Новые изобретения могут положить
конец целым отраслям, а занятость огромного количества специалистов в будущем
находится под большим вопросом.
Как будет выглядеть забота о благополучии человека в прекрасном новом
мире, пока что трудно сказать. Увеличится ли вмешательство государства в
экономику или, верх возьмут другие структуры, например, транснациональные
корпорации? Боюсь, аргументированного ответа на этот вопрос пока что никто не
даст.
Однако национальная Конституция это всегда довольно консервативный
документ, и она не может меняться с такой скоростью. В соответствии с ней
Россия – социальное государство, и на этом основании наше чиновничество несёт
ответственность за поддержание минимального уровня жизни даже для самых
незащищённых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий