вторник, 30 октября 2018 г.

Люди как "новая нефть": кто такие "самозанятые" и почему они интересны налоговой службе?





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Сейчас я вспоминаю слова вице-премьера Сергея Иванова, которые обещают стать лозунгом российской власти на долгие годы вперёд. Помните, он сказал: «Люди - вот наша вторая нефть». Нетрудно догадаться, что примерно с этого времени правительство решило сменить способы пополнения бюджета. Торговля обычной нефтью всё в меньшей степени оправдывает себя как источник доходов для казны, и надежды российского руководства всё в большей степени связаны с так называемой, «второй нефтью», а если говорить прямо – то с налогообложением граждан.

Этот процесс уже идёт, идёт он уже довольно давно и по многим направлениям. Одним из главных среди них сейчас является постепенная легализация и обложение налогами так называемых «самозанятых граждан». Давайте разберёмся, о чём идёт речь. Я думаю, что лучше всего это сделать на одном примере.

На сегодняшний день законодательство сложилось таким образом, что в соответствии со статьёй двести семнадцатой Налогового кодека освобождаются от налогообложения доходы нянь, репетиторов и домработниц. Однако эти виды работников могут официально получить освобождение от уплаты подоходного налога только при условии, что они уведомили о своей деятельности налоговые органы и не привлекают наёмных работников. Вот такие граждане, которые оказывают некоторые платные услуги и при этом сами не нанимают работников, относятся к категории самозанятых.

Формально говоря, их правовое положение было довольно туманным, регистрация таких граждан не велась, и даже сам термин «самозанятый работник» был скорее публицистической фигурой речи, чем указанием на юридический статус. Гражданский кодекс, вообще-то, допускает, что отдельными видами предпринимательской деятельности граждане могут заниматься без государственной регистрации. Однако, по мере обмеления источника нефтедолларов, государство всё в большей степени стало интересоваться теми доходами, которые люди могут получать там, где их не видит бдительное государево око.

Первый шаг был сделан в апреле этого года. Тогда на рассмотрение Государственной Думы поступили два законопроекта. Один их них вводил в статью двести семнадцатую Налогового кодекса понятие «самозанятые физические лица» и уточнял некоторые детали их учёта налоговыми органами. Другой законопроект полностью посвящён признанию права граждан заниматься некоторыми видами деятельности и при этом не принимать на себя статус индивидуального предпринимателя.

Оба этих законопроекта пока что находятся на рассмотрении и ни один из них ещё не принят Государственной Думой. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить, что в нашем законодательстве постепенно формируется новый юридический статус для гражданина. Имеется в виду экономически активный человек, который занимается оказанием услуг другим людям или даже предприятиям, но при этом он работает лично, не нанимает сотрудников и не считается индивидуальным предпринимателем.

Тем временем даёт о себе знать фискальное нетерпение правительства. Недавно было объявлено, что министерство финансов разрабатывает схему нового налогового режима, который назвали налогом на профессиональный доход. Сообщается, что в рамках этого режима самозанятые граждане смогут установить специальное приложение на мобильный телефон и с его помощью платить налог, который составлял бы от трёх до шести процентов от выручки. На кого конкретно будет распространяться планируемый налоговый режим, пока непонятно.

Что бы я хотел сказать по этому поводу? Мне представляется очевидным, что большинство видов дохода рано или поздно всё равно будет обложено налогом. Проблема состоит в другом: инициаторы фискальных законопроектов не предусматривают никаких мотивов, которые бы подвигли работающих граждан добровольно «выйти из сумрака». По всей видимости, предполагается, что к легальной деятельности работников будут подгонять палкой и различными репрессивными мерами.

Я думаю, в этом состоит существенная ошибка. Пришло время всерьёз задуматься над тем, что регистрация своей деятельности и ведение дел в открытом режиме должно соответствовать интересам самого предпринимателя. Ну, вот, например, мы же с вами, когда приобретаем квартиру, спешим поскорее зарегистрировать её на себя. Почему люди не делают то же самое, когда начинают заниматься бизнесом?

Я думаю, найти ответ на этот вопрос не так уж и трудно: мы ведь регистрируем право собственности на квартиру для того, чтобы иметь государственные гарантии защиты своих прав. Тот же самый механизм должен распространяться и на регистрацию бизнеса. Самый сильный аргумент в пользу легализации предпринимательской активности состоит в том, что зарегистрированный бизнесмен или самозанятый работник будут получать эффективную защиту своих прав со стороны государственных органов.

Если такая государственная защита будет выглядеть весомой и эффективной в глазах самих предпринимателей, то они будут регистрироваться более охотно. В противном случае государству придётся гнать всех к светлому будущему палкой. Стоит ли говорить о том, насколько это нежелательно.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


Уменьшенная копия 26

Комментариев нет:

Отправить комментарий