пятница, 17 апреля 2020 г.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ РАЗВИТОМ ПУТИНИЗМЕ

Информационный портал Ригма Инфо



Историки будущего никак не смогут обойтись без слова «стабильность», когда станут спорить о российской жизни во втором десятилетии XXI века. Одни будут говорить, что стабильность была всем на зависть, а другие возразят, что никакой стабильности, в сущности, и не было. Мы с вами и сами ведь не знаем, кто из нас мог в полной мере прочувствовать её в положительном для себя смысле – эту самую «стабильность».

Главная, а скорее всего и единственная возможность, которую открывает перед нами политическая и управленческая стабильность – это возможность самостоятельно планировать свою жизнь. Предсказуемость действий государства (а я могу понимать стабильность только в этом смысле) имеет прямую экономическую ценность – она делает возможным экономический расчёт и позволяет предпринимателям планировать развитие своих бизнесов на обозримое будущее. Благами стабильности мы можем пользоваться только так, и никак иначе.

Только при условии предсказуемости поведения государства потребитель имеет возможность в полной мере проявить свою власть над производителем и продавцом. Это ведь экономический вариант демократии: когда покупатель свободно голосует своим рублём за товар или услугу, он тем самым участвует в определении точек приложения предпринимательской активности и капитала. Если предприниматель или владелец средств производства, капиталист, будут зависеть от непредсказуемой воли государственного чиновника больше, чем от запросов своих клиентов, это неизбежно повлечёт за собой ущемление интересов потребителей. Исключения из этого правила трудно себе представить.

Недавно я совершил путешествие в посёлок Кульдур, где расположен известный одноимённый санаторий, и имел возможность пообщаться с его работниками. Скажу откровенно, меня нисколько не удивило то обстоятельство, что при определении будущего своего предприятия руководство делает ставку на федеральные программы и на возможности федерального государственного финансирования. Неудивительно также и то, что в санатории отдыхает очень немного людей, гораздо меньше, чем это теоретически было бы возможно, принимая во внимание, что горячая минеральная вода бьёт в тех местах из-под земли совершенно бесплатно.

Это пример того, как ставка на государственное вмешательство не оправдывает себя там, где капитал мог бы и сам встретиться с потребительским спросом. Даже получение  дирекцией санатория государственных денег вовсе не даст гарантии того, что их применение будет соответствовать ожиданиям конечных потребителей. Проблема состоит в том, что обширное (и даже как будто «доброжелательное») государственное вмешательство переориентирует тех, кто планирует будущее фирмы, с потребностей клиентов на условия, которые ставит перед ними чиновничий аппарат. Если руководство санатория стремится в первую очередь соответствовать пожеланиям далёкой бюрократии, то не забудет ли оно о своих близких потенциальных посетителях?

Впрочем, внимание бюрократии не всегда бывает и «доброжелательным». Я не имею в виду, что кто-то из чиновников как-то специально злонамерен – это совсем не обязательно. Скорее, у бюрократии свои цели и задачи, свой неподражаемый стиль, который всегда сводится к склонности усложнить и зарегулировать всё вокруг. Прекрасным свидетельством в пользу этого тезиса может служить судьба проекта горнолыжной базы «Хехцир».

Этот проект был задуман как современный многофункциональный горнолыжный комплекс международного уровня. Думаю, излишне объяснять, насколько актуален такой объект в нашем крае, учитывая большую популярность лыжного спорта, и как сильно он мог бы увеличить туристическую привлекательность региона. Однако в течение многих месяцев подготовка проекта к реализации завязла среди многочисленных согласований, утверждений, проверок и запросов. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что о своей поддержке «Хехцира» заявляют чиновники самого высокого уровня.

Иначе говоря, нет никаких оснований предполагать, будто кто-то умышленно противодействует полезному и актуальному начинанию. Просто инвестор, который попал в бюрократический водоворот, сейчас обслуживает потребности чиновников в продолжительных согласованиях, запросах, проверках и утверждениях для того, чтобы показать их значимость. А ведь он мог бы уже несколько месяцев назад окончить строительство и удовлетворять потребности хабаровских спортсменов и любителей горных лыж в высококлассной трассе. Просто бюрократия имеет все возможности вмешаться в реализацию планов инвестора в угоду своим специфическим административным потребностям.

Кстати говоря, иногда бывает так, что две разные истории интересным образом сближаются друг с другом. В повести про лыжный комплекс «Хехцир», как и у санатория «Кульдур», присутствует мотив ожидания денег и руководящей руки откуда-то издалека. Если эти ожидания сбудутся, я опасаюсь, что всё внимание инициаторов и этого проекта тоже будет полностью приковано к какому-то «высокому начальству», и тогда оно совсем отвернётся от интересов хабаровских лыжников.

Подведём итог: экономический расчёт и экономические планы предпринимателя строятся на основе его представлений о запросах конечных потребителей. Воля чиновника делает экономическое планирование невозможным или крайне затруднительным для предпринимателя (мало предсказуемое административное вмешательство нарушает предпринимательские планы). Повышение предсказуемости (иначе говоря – стабильности) правил игры делает возможным более долгосрочное планирование, потому что заранее известные писаные правила можно учитывать при экономических расчётах. Я отдаю себе отчёт в том, что сказанное мной в известной степени очевидно, но я считаю важным сказать обо всём этом именно сейчас.

17 апреля 2020
Константин Бубон


P1010769

Комментариев нет:

Отправить комментарий