Радио "Восток России" 103.7 FM, 765 AM
Здравствуйте, у микрофона
адвокат Константин Бубон.
Я хотел бы начать рассказ
об актуальных делах, о тех актуальных
явлениях, которыми мы все стали свидетелями
за прошедшие несколько месяцев. Я
планирую посвятить этому несколько
ближайших передач подряд. Для чего я
это делаю? Ну, наверное, в большей степени
для того, чтобы поделиться со слушателями
своими взглядами на общественное
устройство, чем просто рассказать о
чем-то юридическом.
Вот, например, дело
Пусси Райотс. Если кто-то ещё не в курсе,
то всё началось, когда несколько девушек,
в конце февраля этого года, на масленичной
неделе, устроили небольшой концерт в
храме Христа Спасителя. Были песни,
танцы. Всё мероприятие участницы группы
назвали «панк-молебном». В частности,
звучал и рефрен «Богородица, Путина
убери». В общем, веселье развесёлое.
Справедливости ради
следует сказать, что мнения деятелей
русской православной церкви по поводу
этого события разделились. Например,
диакон Андрей Кураев, известный своими
частыми выступлениями по телевидению
и радио, высказался в том смысле, что
девушки таким образом встретили масленицу
в духе старинного русского скоморошества
и ничего страшного в этом нет. Не то,
чтобы Кураев одобрил акцию Пусси Райотс,
но он отнёс её к шалостям, допустимым
на праздничной неделе.
Другой точки зрения
придерживаются высшие церковные
инстанции. В частности, от имени
московского патриархата среди православных
верующих сейчас распространяется
настоятельная просьба подписаться под
коллективным обращением к правоохранительным
органам о применении к участницам группы
такого строгого уголовного наказания,
какое только возможно. Сами девушки
арестованы и содержатся в следственном
изоляторе. Им вменяется статья 213 УК РФ
– хулиганство. Московский городской
суд отказал в удовлетворении жалобы
адвокатов обвиняемых и счёл арест
единственной возможной мерой пресечения
по данному делу.
Если говорить о смысле
происходящего, то придётся признать,
что когда-нибудь это неизбежно должно
было произойти. Каноны византийской
церкви, принятые тысячелетие назад и с
тех пор не подвергавшиеся существенной
реформации, неизбежно соприкоснулись
бы с реальностью двадцать первого века
и вступили бы с ней в какую-то химическую
реакцию, так и случилось.
С точки зрения юриста, вступили в противоречие два общественных интереса: с одной стороны - свобода самовыражения, которую защищает статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и с другой стороны – чувства верующих. Впрочем, о чувствах верующих мне сейчас пока что трудно что-то сказать: я сам светский человек, а то обстоятельство, что структуры РПЦ требуют от прихожан подписания петиций, свидетельствует скорее о том, что сами прихожане никакого особенного интереса к случившемуся не проявляют.
С точки зрения юриста, вступили в противоречие два общественных интереса: с одной стороны - свобода самовыражения, которую защищает статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и с другой стороны – чувства верующих. Впрочем, о чувствах верующих мне сейчас пока что трудно что-то сказать: я сам светский человек, а то обстоятельство, что структуры РПЦ требуют от прихожан подписания петиций, свидетельствует скорее о том, что сами прихожане никакого особенного интереса к случившемуся не проявляют.
Проблема состоит в том,
что среди всех возможных вариантов
ответа, разыгрывается самый агрессивный
и, я не побоюсь этого слова, самый тупой.
Если внимательно прочитать статью 213
Уголовного кодекса, по которой обвиняют
участниц перформанса, то можно понять,
что наличие состава этого преступления
в их действиях, в общем-то, сомнительно.
Вопрос состоит не только в том, в чью
пользу урегулировать конфликты между
участниками социальных и художественных
акций и верующими, но и в методах
урегулирования таких конфликтов.
Если одна из сторон
немедленно хватается за дубину и требует
покарать противоположную лишением
свободы на срок до семи лет, то это просто
повод задуматься о степени взаимной
ненависти русских людей, живущих в одном
и том же городе, в данном случае – в
Москве. Также небесполезно подумать об
интеллектуальном и культурном уровне
тех, кто выдвигает подобные требования.
Представляете, какая нестерпимая
ненависть должна кипеть в душе у тех,
кто требует лишения свободы за спетую
песню, даже если эта песня очень глупая.
Я хотел бы заметить,
что акция Пусси Райотс – очевидно, не
последняя. Будут и другие. Только в этот
раз певички просто использовали
территорию храма для выступления, ничего
антихристианского в текстах не было.
Кто сомневается, может легко найти
запись на ю-тьюбе. Легко догадаться, что
следующие выступления будут уже
откровенно антиклерикальными. И что
предложит администрация РПЦ? Если Пусси
Райотс уже предлагают приговорить к
лишению свободы, то следующих что, будут
жечь на костре? Даже ресурс наращивания
насилия оказывается исчерпан как-то
слишком быстро. Разумно ли это в стране,
которую раздирает по всем её швам
взаимная человеческая озлобленность?
Ну, я бы сказал, всё зависит от того, чего
мы хотим добиться.
У микрофона был адвокат
Константин Бубон. В следующий раз я
планирую рассказать о референдуме о
признании русского языка государственным,
который прошёл в Латвии. Всего вам
доброго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий