Информационный портал "Ригма Инфо"
Предыдущая статья на эту тему
Ещё одна статья на эту тему
Предыдущая статья на эту тему
Ещё одна статья на эту тему
В стране действует невнятный недо-«карантин», известный
также, как «режим самоизоляции». Власти угрожают всем, кто уклоняется от
соблюдения этого режима, всевозможными карами, а время от времени даже кого-то
штрафуют. Решение вопроса о помощи тем, кто останется без работы, по всей
видимости, откладывается.
В социальных сетях тем временем наблюдается всплеск
чрезвычайного свободолюбия: многие готовы вернуться на свои рабочие места
немедленно, невзирая на грозные окрики, доносящиеся буквально отовсюду. Меня
удивляет эта неожиданная любовь к экономическим свободам, вспыхнувшая именно на
фоне эпидемии: раньше, в спокойные времена, люди куда более терпимо относились
к запретительной активности государства. Даже старожилы вряд ли припомнят такое,
чтобы прежде в нашем бедном городе кто-то открыто был недоволен каким-нибудь
властным запретом, препятствующим бизнесу. Хабаровчане обычно вполне
безразличны к таким ограничениям.
Вот, скажем, статья 29 Кодекса об административных
правонарушениях Хабаровского края. Для меня она долгое время служит образцом
анти-экономического канцелярского головотяпства. Если совсем коротко, она
устанавливает штрафы за розничную торговлю, «в неустановленных для этих целей
местах». В этой примечательной статье фокус состоит в том, что краевой
законодатель не указывает прямо на те места в городе, где торговля запрещена.
Вместо этого он запрещает коммерческую деятельность примерно везде («в
неустановленных местах» - образец юридической неопределённости), но при этом
органы местного самоуправления могут милостиво отводить специальные участки,
где можно что-то продать или купить.
Главный эффект подобных норм состоит в том, что запреты,
которые сформулированы столь широко, туманно и неопределённо, делают
невозможными экономический расчёт и планирование новых бизнесов.
Предприниматель, будучи зависимым от непредсказуемого усмотрения органа власти,
не может планировать свою деятельность. Его планы неизбежно разойдутся с
чиновничьими планами, в том числе и в части взглядов на использование территории.
Статья 29 КоАП Хабаровского края и связанный с ней корпус
краевых и муниципальных нормативных актов – это пример таких документов,
которые направлены в основном на прекращение предпринимательских замыслов у
вполне законопослушных людей – «чтобы даже и в голове их не было». Следует
понимать, что это в большей степени именно «психологический» эффект, чем непосредственно-финансовый.
И, тем не менее, я ни разу не слышал, чтобы кто-то возражал против
целесообразности присутствия в краевом КоАП этой бессмысленной статьи.
Упомянутая норма краевого законодательства воплощает в себе
всю хозяйственную беспомощность – как административных органов, так и самого
общества. Все ограничения, которые власть в течение многих лет лихорадочно
накладывала на самостоятельное планирование предпринимателями их собственной
деятельности, обязательно скажутся, когда встанет вопрос о посткризисном
восстановлении экономики. Обратите внимание – я сейчас говорю только об одном
элементе ограничительной политики, а сколько их ещё!
Тем временем, в СМИ и социальных сетях формируется и другое
«течение». В его рамках часть ораторов продолжает упрямо концентрироваться на
непосредственной раздаче наличных денег, которую некоторые люди почему-то ждут
от российского государства. Даже если бы это было возможно, прямая раздача
денежных пособий всё равно не могла бы рассматриваться иначе, чем аварийная
мера с очень коротким горизонтом эффективности. Расширение таких требований - это
очень плохой признак, он означает, что общество запугано, находится в состоянии
паники, и не планирует свою жизнь дальше ближайших нескольких дней, в течение
которых будет потрачено государственное пособие (даже если оно и поступит).
Слишком многие сейчас концентрируются на «государственной
поддержке», то есть на самых краткосрочных, буквально немедленных мерах. Однако
уже в ближайшие месяцы решающее значение приобретут процедуры урегулирования
долгов – их справедливость, эффективность, действенность. Очевидно, что это –
институциональный фактор, который оказывает и будет оказывать своё действие в
любом горизонте экономического планирования, как в самом краткосрочном, так и в
самом долгосрочном.
То же самое можно сказать и о процедуре банкротства для тех,
для кого финансовые последствия кризиса станут объективно непреодолимыми.
Справедливость и осуществимость процедур, связанных с банкротством – это
стратегический вопрос, в отличие от немедленной раздачи денег и еды. То же
самое можно сказать и о многих других правовых инструментах.
Давайте подведём итог: решающее значение для выхода из
кризиса будут иметь те экономические и юридические процедуры, которые максимально
облегчат для бизнеса планирование его собственной хозяйственной деятельности,
которые дадут ему максимально возможную в наших нелёгких обстоятельствах
свободу манёвра. Передача функции хозяйственного планирования руководителям
предприятий означает снижение административного давления на экономику.
В то же самое время повысится значение процедур
урегулирования экономических споров и банкротств. Думаю, я привёл минимальный
список «болевых точек», на которые следует обратить внимание уже сейчас и значимость
которых в посткризисный период может достигнуть решающего уровня
12 апреля 2020 года
Константин Бубон
Сегодня ходил урегулировать вопрос с банком. (Примсоцбанк)
ОтветитьУдалитьПоловину уже выплатил, из- за самоизоляции не насобирал денег на очередной платеж(работаю сам на себя-ИП, ТЦ закрыт)
Под кредитные каникулы не попадаю (кредит более 250000), рассрочку остатка на более длительный период с отсрочкой платежа не дают. Предлагают только грабеж с отсрочкой выплаты основного долга но проценты я обязан заплатить. А так как мне предписано полицаями сидеть дома, на проценты я тоже не заработал. Буду изучать, что там про банкротство придумали...