среда, 2 мая 2018 г.

Несколько слов о занятости и судьбе Трудового кодекса, сказанных в Праздник весны и труда





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Удивительно, как меняется смысл праздников, когда люди меняют образ мысли. Если в Советском Союзе первого мая праздновали День международной солидарности трудящихся, то сейчас мы отмечаем День весны и труда. В Японии он называется «День благодарности труду», а в США просто «День труда».

Изменение названия – это ведь не просто слова или смена вывески. Прежде весь смысл даты концентрировался вокруг классовой, сословной солидарности. Марксистское учение утверждало, что во всём мире люди, которые работают по трудовому договору, почему-то должны составлять общность с другими людьми, которые трудоустроены по такому же договору. История двадцатого века поколебала эту веру: рабочие не проявляли какого-то особенного сочувствия к иностранным рабочим в случае конфликта между государствами. Классовая теория оказалась ложной.

А праздник остался. Сейчас он посвящён просто созидательному труду. Если смотреть на него глазами юриста, то стоит вспомнить, что в нашей стране продолжает действовать, например, Трудовой кодекс, и первомайский праздник – это хороший повод вспомнить о его достоинствах и недостатках. Сегодня я не стану останавливаться на всех из них. Давайте поговорим о его общем смысле.

Этот документ, Трудовой кодекс, регулирует довольно узкую сферу, а именно взаимоотношения капиталиста (предпринимателя) с наёмным работником. Весь его смысл состоит в том, чтобы предоставить наёмному работнику такие права, которые исключали бы из экономики элемент "порабощения и эксплуатации". Такая опасность представлялась реальной авторам концепции в период формирования законодательства о труде. Сама идея принятия такого документа родилась в эпоху становления промышленного производства, когда для труда на фабриках и заводах в каждой стране потребовались десятки миллионов рабочих рук. В таких обстоятельствах кодексы устанавливали усреднённые или минимальные условия привлечения наёмного труда.

Однако знающие люди говорят, что эта эпоха постепенно уходит. Автоматизация труда неуклонно сокращает численность рабочего класса (наёмных работников в промышленном производстве). Например, в технологически развитой Германии в промышленности занято только около трети всех граждан трудоспособного возраста. Для сравнения, в сфере услуг работают около шестидесяти трёх процентов немцев.

В Канаде и Аргентине на сферу услуг приходится более семидесяти, а в нашей стране пятьдесят пять процентов трудоспособного населения. Для сравнения, в России занятыми в сфере промышленности считаются около тридцати процентов работающих, и эта доля примерно соответствует немецким показателям.

Во всём мире локомотивом занятости населения сейчас является вовсе не промышленное производство, а сфера услуг. Именно поэтому надежды на то, что какие-то гигантские предприятия обеспечат всех рабочими местами – это пример непозволительной наивности. Если такие современные предприятия и будут построены на Дальнем Востоке, то они будут оснащены автоматикой, а вакансий на них будет не так много, как хотелось бы.

Сфера услуг, напротив, абсолютно во всех странах предлагает множество рабочих мест. Однако она вся состоит из очень небольших предприятий. Собственно говоря, это и есть тот самый малый бизнес, о котором недаром так много говорят в последнее время. Но у него есть одна очевидная особенность – у малого предпринимателя нет, и не может быть никакого работодателя. По этой причине на него не распространяется действие Трудового кодекса. Если мы хотим иметь развитую экономику, то это означает, что в стране будет расти количество людей, которые работают не по трудовому договору. Вот об их защите, о защите их созидательного труда сейчас и следует беспокоиться в первую очередь.

Только в этом благом деле не помогут никакие начальственные приказы и окрики. Для развития малого предпринимательства в первую очередь требуется защита от произвола государственных чиновников и монополий, а также доступный кредит. И их социальная защита, медицинское и пенсионное обеспечение требуют других подходов, которые отличаются от тех, которые подходят для наёмных работников. Но все эти соображения лежат уже, конечно, в стороне от смысла хорошего весеннего праздника.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


95176633_761095847756319_6542850717986586624_n

Комментариев нет:

Отправить комментарий