среда, 3 октября 2018 г.

Устав Хабаровского края - важное средство защиты прав дальневосточников

Радио "Восток России" 103.7 FM , 765 AM - всегда рядом с вами!








Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Иногда каждый из нас вспоминает о Конституции нашей страны и о своих конституционных правах. В стране ведь даже учреждён специальный праздник – День Конституции, который отмечается 12 декабря.

Но сегодня я предлагаю вспомнить о другом документе, об Уставе Хабаровского края, который был принят тридцатого ноября тысяча девятьсот девяносто пятого года. Это ведь, по сути дела, наша региональная Конституция, и она тоже заслуживает внимания со стороны жителей нашего края.

Чем обусловлена значимость этого документа? Прежде всего тем, что краевой Устав фиксирует юридическое положение Хабаровского края как равноправного субъекта Российской Федерации среди всех прочих республик, краёв и областей. Он не противоречит Конституции, и в нём есть статья седьмая, которая устанавливает компетенцию краевых органов законодательной и исполнительной власти.

В соответствии с ней, наш край самостоятельно принимает краевые законы, управляет краевой государственной собственностью, принимает и исполняет краевой бюджет. Наш край в лице своих законодательных и исполнительных органов обладает и другими важными полномочиями. Это означает, что существует сфера, в которой краевые органы власти абсолютно самостоятельны, и вмешательство в их законную деятельность со стороны федеральных органов власти недопустимо. К этой сфере относится, например, краевая политика в области экономического и социального развития.

Глава четвёртая Устава посвящена правам и свободам человека и гражданина. В соответствии со статьёй тринадцатой жителям Хабаровского края гарантирован уровень защиты их прав не худший, чем был установлен Конституцией Российской Федерации. Это означает, что краевые органы власти вправе принимать законы, которые улучшают положение людей по сравнению с Конституцией, но они не вправе принимать таких законов, которые ухудшали бы наше положение по сравнению с федеральным законодательством.

Почему я подчёркиваю эту деталь, которая кажется такой очевидной? Мне кажется, всем нам, жителям Хабаровского края, стоит подумать над тем, что гарантии наших прав исходят не только от Федерального руководства, которое находится в Москве. Не в меньшей мере, а может быть, даже и в большей мере, защита наших интересов находится в руках губернатора и Законодательной Думы Хабаровского края. Хорошо устроенное краевое законодательство позволит в полной мере выявить все те преимущества, которые может иметь человек, который живёт на Дальнем Востоке.

Давайте рассмотрим один пример: вот, скажем, деятельность территорий опережающего развития регулируется Федеральным законом. Если вдуматься, то легко поставить перед собой вопрос: в почему, собственно, наш краевой законодатель сам никогда не пытался создать какие-то преимущества для бизнеса в нашем регионе по сравнению с другими краями и областями? Почему те же самые ТОСЭРы, в том или ином виде, не были созданы на уровне краёв, а для этого потребовалось аварийное федеральное вмешательство? Ведь краевой Устав действует вот уже почти четверть века, и он всегда допускал создание льготных условий, в том числе и для предпринимателей.

До поры – до времени дальневосточники не обращали на это внимания, но это время, кажется, проходит. Хабаровчане начинают понимать, что их мнение должно найти своё выражение в краевых законодательных актах. Конечно же, это приведёт к тому, что условия жизни в крае станут отличаться от условий на остальной территории страны. Но я бы сказал, что главное, чтобы при этом они не отличались в худшую сторону.

Все края, области и республики, все субъекты Российской Федерации – очень разные, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Выявление сильных сторон и компенсация слабых – это задача для самих субъектов Федерации. Нельзя надеяться на то, что каждой областью будут руководить непосредственно из Москвы.

Не стоит забывать также и о том, что Законодательная Дума Хабаровского края имеет некоторое влияние и на судебную ветвь власти, ведь в соответствии с Федеральным законом  мировые судьи назначаются на должность представительным органом субъекта Российской Федерации. В нашем крае даже действует специальный закон «О мировых судьях», который устанавливает в том числе и порядок их назначения краевой Думой.

Обобщая всё сказанное, я хотел бы отметить, что наши краевые органы обладают полномочиями, которые относятся ко всем трём ветвям власти – и законодательной и исполнительной и даже судебной. Правовое положение нашего региона обобщается благодаря Уставу Хабаровского края. Я уверен, что знание этого документа и уважение к нему – это важная добродетель для каждого дальневосточника.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.

Флаг Хабаровского края

Комментариев нет:

Отправить комментарий