вторник, 7 ноября 2017 г.

Должность президента, предстоящие выборы и суть политических амбиций Ксении Собчак





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Сегодня я предлагаю продолжить разговор о российской Конституции и обсудить должность Президента Российской Федерации. Весной следующего года нам предстоят выборы на эту высокую должность, что придаёт всему, что с ней связано, особенную актуальность. Но значимость темы этим не исчерпывается. Когда мы говорим «российский президент», то в первую очередь должны понимать, что речь идёт о человеке почти что с полномочиями царя. В ряде случаев он вправе распустить Государственную Думу, отрешить от должности губернатора края или области. В связи с этим многие специалисты по конституционному праву говорят о том, что в нашей стране искажены фундаментальные конституционные принципы разделения властей и федерализма.

Несмотря на то, что тема выборов широко обсуждается, ни у кого не возникает ни малейших сомнений в том, кто именно станет президентом нашей страны в две тысячи восемнадцатом году. Им станет Владимир Путин. Вообще-то, в соответствии со статьёй восемьдесят первой Конституции один и тот же человек не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Однако оговорка о запрете третьего срока правления «подряд» позволила действующему президенту вновь выдвинуть свою кандидатуру в две тысячи двенадцатом году. На неё же ссылаются и тогда, когда говорят об избирательной кампании Путина в две тысячи восемнадцатом.

Уже сейчас по длительности своего правления действующий президент опережает Брежнева, а в две тысячи двадцать четвёртом году срок его нахождения на высших должностях приблизится к четверти века. Даже не все царствования в истории нашей страны были такими продолжительными. Тем временем о своих политических амбициях заявила Ксения Собчак. Журналистка и телеведущая объявила, что она намерена выставить свою кандидатуру на предстоящие выборы. Что происходит? Что всё это может означать для российской политики?

Я попытаюсь дать ответ на этот вопрос. Для начала я хотел бы сделать оговорку о том, что фактически сложившийся механизм занятия президентской должности в нашей стране сейчас не имеет отношения к политической жизни. В той ситуации, когда результат всем известен заранее, нельзя говорить, что происходит политическая борьба между различными интересами и точками зрения, для этого просто нет никаких оснований. Нам предстоит рутинная процедура переизбрания одного и того же кандидата, но это, конечно же, не политика.

Почему же на эту должность намерены выдвинуться такие разные люди? С моей точки зрения, хотя политическая борьба в нашей стране и ушла из электоральной сферы, но она не умерла совсем. Если предположить, что Ксения Собчак на самом деле баллотируется не на должность Президента, а на неофициальную роль лидера российской несистемной оппозиции, то всё становится на свои места.

Как мы с вами уже говорили, в современном мире социальных сетей и высоких технологий вместо государственной власти нередко можно использовать просто большое общественное влияние. Знаменитая актриса или журналистка может иметь больше сторонников, чем иной политический деятель. Большие группы людей всё в большей и большей степени приобретают способность осуществлять власть непосредственно, без формирования каких-либо исполнительных органов. Именно по этой причине в последние годы в разных странах участились случаи разного рода общественных бойкотов, которые становятся более эффективными, когда их поддерживают известные и влиятельные люди. Да что там говорить – массовое осуждение свергает с пьедесталов миллионеров и вчерашних властителей дум. Мы это уже видели, и это только начало.

По этой причине большой общественный авторитет, влияние и доступ к вниманию множества людей уже сейчас стали предметом политической борьбы и главным призом для победителя. Для того чтобы стать очень, очень влиятельной, Ксении Собчак не понадобится буквально побеждать Владимира Путина на выборах. В борьбе за эту неофициальную должность конкурентом Собчак является вовсе не действующий президент, а совсем, совсем другой человек.

В результате может сложиться ситуация, при которой занятие главной официальной должности в стране произойдёт по рутинному и безальтернативному сценарию, а настоящая конкурентная борьба за влияние на людей будет происходить между теми людьми, которых даже не всегда упоминают на телевизионных каналах. Результатом такой конкуренции может стать появление и развитие фигуры неформального лидера, которая по многим признакам станет политической.


У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.




100_3801 - копия

Комментариев нет:

Отправить комментарий