Радио "Восток России" 103.7 FM, 765 AM
Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
Предлагаю сегодня ещё поговорить о прошедших выборах. Эта тема чрезвычайно занимает моё воображение. Дело в том, что региональные выборы, обычно не привлекающие большого внимания граждан, в этом году только подтвердили свою репутацию. Явка избирателей была низкой. По некоторым сведениям, в Москве зафиксирована даже рекордно низкая явка за всю историю столичных выборов. Как и обычно, набор резонов, призванных объяснить происходящее, богат и разнообразен, но я хотел бы остановиться только на отдельных деталях, которые могли бы пролить свет на это загадочное явление.
Давайте обратимся к тексту Федерального Закона «О политических партиях». В соответствии со статьёй третьей этого документа политическая партия обязана иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. В соответствии же со статьёй пятой политическая партия осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Иными словами, в нашей стране политика в партийной форме возможна только на общенациональном уровне. Но у нас не существует таких политических партий, которые участвовали бы в выборах только на уровне одного конкретного края или области.
Кроется ли в этом какой-то подвох? Я думаю, да, у такой системы есть свои существенные недостатки. Дело в том, что в соответствии с Конституцией, законодательный процесс в нашей стране разделен по предметам ведения на федеральный и законотворчество субъектов федерации. Существует также предмет совместного ведения федерации и субъекта.
Проще говоря, каждый край и каждая область нашей страны имеют право принимать кое-какие свои законы. Это означает, что на уровне каждого региона существует своя собственная политическая жизнь. Однако, требования к партиям таковы, что политикой как в сфере федеральной компетенции, так и в сфере компетенции субъекта федерации, занимаются одни и те же объединения.
Недостаток состоит в том, что каждая общенациональная политическая партия связана внутри себя единой идеологией, партийным руководством и дисциплиной. В противном случае они распались бы на множество более мелких фракций. Такая система выглядит слишком громоздкой для того, чтобы в полной мере учитывать региональную специфику каждого края, области, республики. Попытка применить единую партийную доктрину к Чечне, Якутии и Приморью приведёт к тому, что избиратели перестанут интересоваться партией, риторика которой не отражает их реальной жизни. Разнообразие же внутри одной партии мне напоминает о множестве голосов в одной голове.
Считаю ли я, что «всё пропало»? Конечно же, я так не считаю. Моя мысль состоит в том, что в такой большой и разнообразной стране, как наша, назрела необходимость открытия возможностей для региональных партий. Имеются в виду такие политические объединения, которые участвуют в электоральном процессе только на региональном уровне одного или нескольких регионов, но не претендуют на участие в федеральной политике. Думаю, это помогло бы сформировать краевые и областные Думы, которые были бы намного ближе к чаяниям своих избирателей. Региональные политики в этом случае не злоупотребляли бы риторикой по общефедеральным вопросам, которые не относятся к их компетенции.
Кстати говоря, мировой опыт, скорее, на моей стороне. В Германии действуют муниципальные (ратушные) партии, то есть объединения избирателей на уровне муниципального образования. В ряде штатов Индии действуют влиятельные региональные партии, представители которых подчас даже включаются в состав федерального Правительства. Мне кажется, приведение отечественной партийной системы в соответствие с реалиями федеративного устройства страны – всего лишь вопрос времени.
У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий