Радио "Восток России" 103.7 FM, 765 AM
Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
Сегодня я хотел бы поговорить о моём любимом органе власти – Законодательной Думе Хабаровского края. Почему «любимом»? Потому, что вокруг него могла бы развернуться настоящая политическая жизнь. Не та, которая протекает далеко, в столицах, а местная, связанная с нашими непосредственными интересами.
Среди последних по времени, но не последних по значимости актов краевого парламента, я обратил бы внимание на внесение изменений в статью 23-1 Закона «О Законодательной Думе Хабаровского края». Они были приняты тридцатого июля этого года и чрезвычайно возбудили моё любопытство, ведь те нормы, в которые вносились дополнения, важны для работы всей краевой власти.
Почему это так интересно? Потому что статья 23-1 Закона «О Законодательной Думе Хабаровского края» устанавливает порядок реализации права законодательной инициативы. Именно в соответствии с ней в наш парламент вносятся проекты различных законов.
Так вот, в соответствии с ней законопроект, затрагивающий вопросы осуществления предпринимательской деятельности, рассматривается Думой при наличии экспертного заключения. Если такой законопроект поступил в Думу без экспертного заключения, то он направляется председателем Думы в уполномоченный орган для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.
Что здесь скажешь? Вообще-то, в соответствии с конституционным принципом разделения властей, законодательные органы обязаны осуществлять свои полномочия самостоятельно. Проблема состоит в том, что, если понимать эту статью буквально, то наша Дума не сможет даже приступить к рассмотрению закона, касающегося предпринимателей, без формального заключения стороннего органа. Какая же это самостоятельность?
Это отнюдь не вопрос эстетики. Это – одна из фундаментальных нестыковок в государственном управлении. Роль представительных органов состоит как раз в том, чтобы адекватно выражать мнение различных групп населения. Это и есть политика в регионе – поиск компромиссов и выражение чаяний таких разных избирателей.
Что же у нас получается с предпринимателями? Получается, вместо того, чтобы принять во внимание интересы бизнес-сообщества, у нас начинают его изучать, как будто речь идёт о редком виде растений. В итоге выдаётся официальное заключение. А бизнесмены при этом, выходит, молчат, как рыба в пирожке?
Закон может быть научно обоснован с привлечением самоновейших экономических теорий, но даже научно-обоснованный закон не обязательно адекватно учитывает мнение той группы людей, которой он касается. И такую ситуацию нельзя считать приемлемой, потому что в этом случае представительный орган лишается своей главной функции – политического согласования интересов. Политики как проявления разных точек зрения избежать всё равно не получится, никакое исследование её не заменит.
Это, конечно, очень мило, что наша региональная власть пытается нащупать какой-то контакт с реальностью. Только перекрытие дороги в Думу для законопроектов, не прошедших какой-то дополнительной проверки – это странное решение. Оно не способно заменить собою полноценное представительство в Думе интересов тех же предпринимателей. Тем более оно не заменит активной партийной и общественной жизни, в которых бы эти интересы формировались.
А исследования – что исследования? Пусть их будет больше, хороших и разных. По важному законопроекту можно сделать даже не одно заключение, а несколько. Только они не должны служить шлагбаумом на входе в законодательный процесс. У них совсем, совсем другое предназначение.
У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий