Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
Сегодня я предлагаю поговорить о нашей дальневосточной культуре.
Давайте попробуем разобраться в тех процессах, которые протекают в нашем
городе, в нашем крае. Какова роль местных политиков и чиновников? Я хотел бы
поговорить об этом не только как юрист, но и как патриот своего края, как
коренной дальневосточник.
Вот, например, в соответствии с Конституцией нашей страны каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия. Согласно основному закону государство гарантирует
свободу творчества и право на участие в культурной жизни. По Конституции государство
должно выступать гарантом и защитником прав граждан в сфере культуры, не более
того, но и не менее.
Мне кажется, что главная российская проблема в этой сфере состоит в
том, что правительственные органы в нашей стране постепенно превращаются в
главного заказчика кино, например. У вас никогда не возникало после просмотра
отечественного кинофильма ощущение, что этот фильм снят вовсе не для вас, не
для зрителей, а для финансового или идеологического отчёта перед какой-то
руководящей инстанцией? Вот у меня такое чувство, откровенно говоря, время от
времени возникает. И мне кажется, что российское правительство давно уже вышло
за пределы простого защитника культуры, и постепенно пытается стать её
руководителем, начальником.
Но давайте вернёмся на нашу, хабаровскую землю. Городские театралы
помнят громкую историю, связанную с увольнением художественного руководителя
хабаровского Краевого музыкального театра Леонида Квинихидзе. Если помните, она
расколола любителей театра на два лагеря, но лично я сейчас, по прошествии лет,
воспринимаю её как пример так называемого «ручного управления», когда краевое
министерство культуры непосредственно вмешалось в жизнь крупнейшего регионального
театра.
Та старая история оставила у многих заинтересованных людей неприятный
осадок прежде всего потому, что это было совершенно непрозрачное решение, по
крайней мере, для публики. Напомню, что речь идёт о весьма уважаемом и заслуженном
режиссёре. С его именем, например, связывают номинацию одного из спектаклей
краевого музыкального театра на престижную премию «Золотая Маска».
Сейчас история, похоже, повторяется: из Краевого музыкального театра
уволена руководитель литературно-драматургической части Оксана Хрипун. Многие
люди, следящие за губернской театральной жизнью, связывают это увольнение с
проявлениями всё того же «ручного управления» в кавычках, то есть с
непосредственным вмешательством регионального министерства культуры.
Зрители ждали от Оксаны Хрипун оживления творческой активности на
хабаровской сцене, которая сейчас выглядит такой застойной и провинциальной. И
вот новое увольнение, которое порождает у внимательных любителей театра
множество вопросов. Происходящее не может пройти незамеченным, ведь работа
театра по определению публична. Что там вообще происходит, за кулисами? Мне
кажется, пришла пора для откровенного и открытого разговора на эту тему.
Зрители имеют право знать о том, что происходит в краевых театрах, которые,
собственно, и существуют для зрителей, а не для чиновников.
Возможно, это прозвучит неожиданно, но происходящее имеет и свою
политическую и экономическую стороны. Вообще-то, Хабаровск стоит на границе с
крупнейшим государством Азии, с Китаем, который одновременно и политический тигр,
и экономический дракон. Наш город - витрина, в которую заглядывают любопытные и
постепенно богатеющие соседи. И что они здесь видят? Какие результаты нашей
культуры могут удивить нашего южного соседа? Давайте говорить откровенно: какое
произведения местных артистов может претендовать на то, чтобы китайский турист
раскрыл свой кошелёк?
Культурные достижения – это, конечно, вопрос престижа и уважения к
нашей стране. Но в то же самое время это ведь ещё и мощный экономический
фактор. Конечно, мы хотим добиться притока богатых туристов, но что мы могли бы
им здесь показать? Гастроли хабаровских артистов в соседней стране – это,
конечно, замечательно, но ведь местные гостиницы и рестораны заинтересованы
прежде всего в том, чтобы всё было наоборот: чтобы китайский зритель сам
приезжал к нам.
Мне интересно, кто-нибудь смотрит на происходящее с этой стороны?
Кто-нибудь воспринимает хабаровские оркестры и театральные труппы не как
засохшие и мумифицированные памятники, стоящие непонятно для кого, а как
средство культурного экспорта и завоевания азиатских рынков? Кто-нибудь смотрит
на них, как на единицы, участвующие в культурной и экономической конкуренции за
деньги и за умы?
Говоря начистоту, китайский зритель пока ещё неприхотлив, и у
нашей провинциальной культурной индустрии всё ещё есть шанс завоевать его внимание.
Я подчёркиваю: пока ещё есть. Хабаровские театры всё ещё могут стать настоящим
Бродвеем для прилегающего густонаселённого региона. Только это всего лишь
потенциальная возможность, которой ещё предстоит воспользоваться… ну, или не
воспользоваться. Стоит только помнить, что произведения, от которых и будет
зависеть успех или неудача любого культурного начинания, создают творческие люди,
а не чиновники-администраторы.
Мне кажется, что именно в этом и состоят основы настоящей культурной
политики. Но я опасаюсь, что всё снова будет сведено к кулуарным скандалам и
спорам вокруг государственного финансирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий