вторник, 19 ноября 2019 г.

Гонконг: деколонизация, национальное единство и индивидуальные права людей




Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Очень любопытные процессы сейчас протекают в Гонконге. Всем известно, что в начале этого года там начались массовые протесты, которые в разных формах и с разной степенью активности продолжаются по сей день. К сожалению, хабаровская публика обращает мало внимания на происходящее в этой части Азии, и, как мне кажется, напрасно. Происходящее в Гонконге – очень интересная и поучительная часть мировой истории.

Напомню, что Гонконг был передан Великобританией Китайской Народной Республике в июле тысяча девятьсот девяносто седьмого 1997 года. Этот политический шаг стал частью деколонизационного процесса и роспуска Британской империи. С этого момента Гонконг перешёл в состав Китая и стал административным регионом в рамках КНР.

Китайское руководство сейчас проводит политику «Одна страна, две системы», в соответствии с которой материковый Китай считается социалистической страной, но при этом в жизни Гонконга сохраняются черты капиталистической экономики и политики. Разумеется, это означает, что в рамках такой модели государственного устройства Гонконг сохраняет широкую автономию, которая распространяется в том числе и на вопросы правосудия.

Например, законопроект о выдаче правонарушителей и взаимной правовой помощи по уголовным делам был впервые предложен правительством Гонконга только в феврале две тысячи девятнадцатого года. Правительственный проект предполагал создание механизма индивидуальной передачи скрывающихся от правосудия лиц в любую юрисдикцию, с которой Гонконг не имеет официального договора о выдаче, включая выдачу людей материковому Китаю.

Собственно, этот закон и стал причиной начавшихся массовых протестов. Недовольство жителей Гонконга вызвано тем, что сама возможность такой выдачи подорвёт автономию региона и нарушит права граждан. В общем, гонконгцы вовсе не рады открывшимся перспективам оказаться под юрисдикцией материкового Китая. Их беспокойство нетрудно понять, потому что законодательство КНР сохраняет черты коммунистической автократии. По этой причине многие действия, которые в окружающих странах не признаются преступлениями, могут считаться таковыми на территории Китая. Кроме того, в мире часто и обоснованно критикуют и китайскую процедуру судопроизводства.

В общем, жители Гонконга со всеми основаниями хотели бы нести ответственность по своим законам и в случае чего быть судимыми судом своего города, а не материкового Китая. По сообщениям информационных агентств, протесты продолжаются до сих пор.

С моей точки зрения, эта часть Азии сейчас проверяет на себе все последствия деколонизации. Я считаю правильной идею о том, что обретение национальной самостоятельности только тогда достигает своих подлинных целей, когда национальное самоопределение приводит с формированию более открытого и демократического общества, чем оно было до этого.

Я считаю, что сейчас справедливо поставить перед собой вопрос о том, в чьих интересах Гонконг был передан Китаю. Одно дело, если это было сделано в интересах жителей самого Гонконга, но совсем другое дело – если это было сделано ради удовлетворения политических амбиций китайского коммунистического руководства.

Ни для кого не секрет, что главными причинами, по которым Великобритания рассталась с далёким островом, были трудности в управлении и экономическая неэффективность его сохранения под властью Британской короны. Проще говоря, у англичан были свои внутренние причины для передачи Гонконга Китаю.

При этом вопрос о том, чьи интересы были на самом деле первичны, когда принималось это политическое решение, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. У современного демократического государства не может быть самостоятельных интересов, которые противостояли бы интересам его граждан. Поэтому нельзя говорить, что передача города произошла в интересах Китайского правительства, потому что при этом мы не должны забывать о самих жителях Гонконга – они же люди, а не вещи.

В конечном итоге, длительные протесты, которые сотрясают островной город, свидетельствуют о том, что национальное объединение – это вовсе не такой безоблачный процесс, и оно встречает тем больше проблем, чем сильнее нарушаются индивидуальные права граждан.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


голубка пикассо

Комментариев нет:

Отправить комментарий