Здравствуйте,
у микрофона адвокат Константин Бубон.
Вся
политическая жизнь в крае в эти дни вращается вокруг одного сюжета. Впрочем,
развивается он так стремительно, что я, например, не всегда успеваю следить за
новостями. Напомню, что восьмого и девятого ноября в Законодательную Думу
поступили два законопроекта, в соответствии с которыми краевые законодатели
намерены обязать главу региона согласовывать с ними назначение вице-губернатора,
а также первых заместителей и заместителей Председателя Правительства края.
Согласно этим же законопроектам Дума намерена получить право выразить недоверие
руководителям, в назначении которых она принимала участие.
Прежде
губернатор формировал краевое правительство самостоятельно, без участия
представительной ветви власти. На этом основании комментаторы единодушно
решили, что новая инициатива депутатов направлена на ограничении его полномочий.
Даже соглашаясь с такой оценкой, стоит вспомнить о контексте происходящего. У
меня сложилось устойчивое ощущение, что политический процесс, который стартовал
с внесением этих законопроектов, обещает нам такие последствия, которые далеко
выходят за пределы первоначального замысла его инициаторов.
На
первый взгляд кажется очевидным, что попытки ограничить исполнительную власть –
это просто реакция на поражение на губернаторских выборах представителя «Единой
России», ведь представители этой политической партии сейчас составляют
большинство в краевом парламенте. Однако не стоит забывать и о том, что
избранный губернатор Сергей Фургал, едва вступив в должность, объявил о формировании внепартийного либо коалиционного правительства. Уже тогда вскрылась интересная
особенность региональной политической системы: посты в правительстве у нас,
теоретически, могут занять представители любой политической силы, не
обязательно парламентской партии.
Я
склонен допустить, что представители партийного большинства именно по этой причине
проявили настоящую ревность: они осознали, что путь в министры открыт,
теоретически, для всех, в то время как депутатам хотелось бы иметь твёрдые
гарантии, что руководители краевого звена будут принадлежать к их партии или хотя
бы к одной из так называемых системных политических структур. Согласитесь, что
это не то же самое, что простое ограничение губернаторского произвола.
Согласование
назначений с краевой Думой означает не просто повышение значимости этого
органа. Одновременно это означает, что уменьшаются шансы того, что на высшую
региональную должность может быть назначен независимый кандидат, который не
принадлежит ни к одной из системных партий, представленных в Думе. С другой
стороны это означает повышение значимости выборов в сам краевой Парламент. Я
думаю, это очевидно: чем больше влияние представительной ветви власти, тем выше
мотивация попытаться стать депутатом. Напомню, что на предложение Сергея
Фургала представить кандидатов на министерские портфели откликнулись даже те
партии, которые были малоизвестны в Хабаровске. На этом основании можно
предположить, что в крае уже сформировалась среда, которая способна выдвинуть
своих претендентов и на краевые депутатские мандаты.
Нельзя
также упускать из виду, что предложенный депутатами законопроект не носит
персонального характера, а имеет выраженную институциональную природу. Речь
идёт об отношениях между должностями, а не личностями. В будущем закон придётся
соблюдать всем, а не только тем, кто занимает руководящие посты сейчас. По этой
причине происходящее, несмотря ни на что, носит скорее прогрессивный характер.
Построение работающей системы сдержек и противовесов, при которой
исполнительная власть будет разумно контролироваться представительной властью,
это шаг вперёд, а не назад, вне зависимости от того, какими конъюнктурными соображениями
продиктованы принимаемые решения.
Губернатор
Сергей Фургал, впрочем, энергично возражает против принятия этих
законопроектов. Либерально-демократическая партия не без оснований полагает,
что их принятие повлечёт за собой блокирование любой деятельности краевого
правительства со стороны Думы. Эта позиция тоже заслуживает внимания, потому
что ситуация, когда руководитель не имеет возможности опереться на парламентское
большинство, чревата для него специфическими трудностями.
Это
заставляет меня напомнить всем, кто интересуется местной политикой, что
повышение значимости какого-то органа, формируемого на выборах, должно означать
и повышение его ответственности перед избирателями. Граждане должны понимать,
что, если в формировании правительства впредь будет участвовать и краевая Дума,
то и к выборам в этот орган нам предстоит относиться куда более серьёзно.
Параллельно
в Ванинском и Советско-Гаванском районах получила продолжение история со сбором подписей под петицией за отставку председателя Законодательной Думы
Хабаровского края Сергея Луговского. В
прессе муссируется мнение, что главной движущей силой здесь являются активисты
Либерально-демократической партии. Стоит ли помещать эту петицию в контекст текущих
дебатов в краевой Думе? Я думаю, что делать это преждевременно: борьба ванинцев
за чистый воздух длится уже несколько лет, и в решении этого вопроса
заинтересованы скорее жители этих районов, чем краевой политический бомонд.
Тем
временем, двадцать первого ноября краевая Дума приняла внесённые законопроекты
в первом чтении. Я не думаю, что всё интересное на этом закончится, наоборот,
нам ещё предстоят важные и интересные события.
У
микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий