вторник, 25 апреля 2017 г.

Протесты водителей против системы "Платон": юридическая сторона вопроса




Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Борьба российских водителей-дальнобойщиков против так называемой системы «Платон» обещает стать значимым явлением в экономической жизни страны. Строго говоря, протесты транспортников нельзя даже назвать «забастовкой», потому что деятельность приостановили не только наёмные работники, но также и владельцы большегрузных автомобилей. Властям удалось вовлечь в протестную активность даже собственников средств производства, что является по-своему уникальным достижением.

Протестное движение не обошло стороной и наш регион. Это новое явление заслуживает того, чтобы внимательнее рассмотреть его юридическую подоплеку. Прежде всего, следует обратить внимание на статью третью Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней запрещено устанавливать налоги и сборы, которые не были бы предусмотрены самим Налоговым Кодексом.

Система «Платон», введение которой, собственно, и вызвало протесты, основывается на другом документе, а именно на статье 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности". Тарифы, по которым рассчитывается оплата для водителей-«дальнобоев», устанавливаются постановлением Правительства №504.

Как нетрудно догадаться, решающим вопросом в этой ситуации становится вопрос о том, являются ли платежи по системе «Платон» налогом. Если это налог, то он мог быть введён только в том же порядке, в котором вносятся изменения в Налоговый кодекс, но ни в коем случае не постановлением правительства.

Конституционный суд высказался в пользу соответствия этой системы Российской Конституции, но это ничуть не приглушило страстей вокруг скандальных нововведений. Представители транспортной индустрии утверждают, что введение новых платежей сделает их работу убыточной. Кроме того, они довольно резонно ссылаются на то, что они уже являются плательщиками транспортного налога и акцизов, в связи с чем нельзя обвинить их в том, что они что-то там недоплачивают.

Но ярче всего происходящее подсвечивается благодаря ещё одному замечательному обстоятельству. Дело в том, что оператором системы «Платон» является общество с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные системы», 50 % в котором принадлежит российскому олигарху Игорю Ротенбергу. По информации из открытых источников, доход этой фирмы, связанный с системой «Платон», будет составлять сумму по меньшей мере порядка десяти миллиардов рублей в год. То есть, деньги, собираемые с водителей, будут обогащать, мягко говоря, не одно лишь государство.

Неудивительно, что люди, причастные к транспорту, не слишком обрадовались таким новостям. Игорь Аркадьевич Ротенберг, конечно же, человек в высшей степени почтенный, но не все готовы вот так взять и оплатить его благополучие за свой счёт.

Сложившуюся ситуацию нельзя недооценивать. Мне довелось лично побеседовать с предпринимателем, чей бизнес зависит от регулярных автомобильных перевозок, и его мнение по поводу «Платона» было, в целом, достаточно пессимистическим. Не стоит забывать, что транспорт имеет большое значение, например, для нашей лесозаготовительной отрасли.

В целом, этот ненужный конфликт уходит своими корнями в гораздо более широкую проблему российской государственности, которая называется «отсутствие обратной связи». Я уверен, что чиновники, которые разрабатывали «Платон», вовсе не ставили своей целью дезорганизовать работу большегрузного транспорта. Они всего лишь игнорировали мнение и интересы перевозчиков. Но, как мы видим, этого оказалось достаточно для того, чтобы отрасль перешла в режим затяжного тлеющего конфликта.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


Бородовой знак

Комментариев нет:

Отправить комментарий