понедельник, 10 апреля 2017 г.

"Соломоново решение", правильно ли мы его понимаем?

<<<Радиостанция с хорошей музыкой, новостями и ток-шоу. "Восток России" 103.7 FM , 765 AM>>>





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Когда кто-то хочет подчеркнуть, что какой-то конфликт был разрешён мудро и справедливо, часто он говорит, что было принято «Соломоново решение». Притча о суде царя Соломона общеизвестна: две женщины спорили о том, кому из них принадлежит ребёнок. Желая испытать их, Соломон пригрозил, что рассечёт мальчика надвое мечом и отдаст каждой по половине. После этого одна из женщин согласилась, чтобы сын был отдан другой, ради того, чтобы сохранить ему жизнь. Согласно соломонову решению, именно ей и был отдан спорный ребёнок.

Давайте проведём в своём воображении небольшое расследование. Мне кажется, многие неправильно понимают эту притчу. Почему-то людям часто кажется, что судья в этом случае раскрыл истину о том, кто настоящая мать ребёнка, хотя, если вдуматься, то ведь это не так. Если посмотреть на эту историю глазами современного юриста, то можно констатировать, что Соломон не смог выяснить никаких новых обстоятельств после того, как начал угрожать младенцу мечом. На самом деле, когда мы заканчиваем читать притчу, то мы знаем так же мало подробностей, как и до начала её чтения. Всё, что нам становится известно – это то, как каждая из споривших женщин отреагировала на угрозу для малыша. Но мы ведь даже не знаем, кто из них воспринял эту угрозу всерьёз.

Современный закон учит, что факты могут быть выяснены только посредством сбора доказательств, однако довольно понятно, что меч в этом деле плохой помощник. С его появлением прибавилось драматизма, но не прибавилось улик. Однако если поступок Соломона не был направлен на поиск истины, то почему же его решение обычно оценивают как справедливое?

На этот вопрос нетрудно ответить, если разобраться в том, что же именно удалось доказать этому мудрому судье. Если быть точным, Соломон выяснил, какая из двух женщин готова поступиться своими интересами ради ребёнка. Согласитесь, это ведь не одно и то же, что определить, кто из них биологическая мать.

Формально говоря, Соломон ведь и не нашёл ответа на последний вопрос, его решение основано только на словах самих женщин, которых никак нельзя считать уравновешенными или беспристрастными. Зато он смог довольно убедительно показать, кому из них можно доверить воспитание спорного ребёнка. Вот в этом-то как раз нет особенных сомнений.

В притче скрыт действительно мудрый вывод о цели судебного разбирательства: Соломон смог справедливо разрешить конфликт в такой ситуации, когда достижение истины было невозможно. Он отдал ребёнка той женщине, которая своим поведением доказала, что она будет лучше о нём заботиться. Я подчёркиваю, это не то же самое, что установить истину о его происхождении.

Кстати говоря, решение, принятое Соломоном, в целом соответствует современному взгляду на родительство: в соответствии с российским Семейным кодексом, при решении споров, связанных с воспитанием детей, суды обязаны учитывать интересы ребёнка и сложившуюся у него привязанность к кому-то из взрослых. При этом приоритет не всегда отдаётся интересам и пожеланиям биологических родителей.

Впрочем, это, конечно же, уже совсем другая история, которая никак не связана с мудростью библейской притчи.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.

7 - 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий