Господа
депутаты!
3 октября 2016
года на рассмотрение Законодательной Думы Хабаровского края внесены
законопроекты № ЗП-VI-238
и № ЗП-VI-239. Один из указанных документов вдвое повышает размер административных
наказаний за действия, связанные с розничной торговлей, а другой устанавливает
завышенные требования к гражданам, которые желают продать произведённую ими
сельскохозяйственную продукцию.
Поскольку
инициатором обоих законопроектов является Хабаровская городская Дума, и они
регулируют одну и ту же сферу, то эти документы подлежат комплексной оценке в
их взаимосвязи друг с другом, а не каждый из них по отдельности.
Оценивая
представленные на ваше рассмотрение законопроекты, нельзя не учитывать, что в
соответствии со статьёй 34 Конституции РФ предпринимательская деятельность
является одной из неотъемлемых свобод гражданина Российской Федерации. В силу
конституционно-правового характера прав, связанных с коммерческой
деятельностью, предпринимательские свободы не могут быть уменьшены в
соответствии с законом (статья 64 Конституции РФ).
Кроме того,
право заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно вытекает из
права собственности, гарантированного гражданам России статьями 8, 35 Конституции,
поскольку является одной из форм распоряжения личным имуществом, принадлежащим
человеку.
Единственным
основанием для ограничения личной свободы гражданина могут быть только интересы
других граждан или заслуживающие внимания интересы общества. Тем временем,
представленные на ваше рассмотрение законопроекты не мотивированы ни
соображениями защиты граждан, ни необходимостью охраны общего блага.
Статья 29
Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях избыточно
ограничивает свободы граждан в распоряжении принадлежащим им имуществом. Кроме
того, указанная статья закона прямо связывает осуществление гражданских прав
только со специальным дозволением государственного органа, и тем самым
устанавливает необоснованный административный барьер в сфере экономической
деятельности.
Помимо этого, статья
29 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях создаёт
правовой дисбаланс, поскольку обязывает гражданина в одностороннем порядке
подчиниться указаниям государственного органа в части места осуществления им
своих прав. В то же время, она не обязывает сам государственный орган принять
исчерпывающие меры для того, чтобы предпринимательская свобода граждан
реализовывалась в полной мере.
Возможно, такую
цель, по замыслам авторов, мог преследовать законопроект № ЗП-VI-239 «О порядке
размещения нестационарных торговых объектов», однако этот документ также не
достигает цели наиболее полной реализации свободы предпринимательства.
Так, в
соответствии со статьёй 3 законопроекта № ЗП-VI-239 «порядок проведения
открытого конкурса определяют органы местного самоуправления». Иными словами,
осуществление гражданами своих прав связывается даже не с законом, а с
усмотрением государственных органов, не наделённых полномочием по
законотворческой деятельности.
Кроме того,
законопроект № ЗП-VI-239 не предусматривает возможности открытия общедоступных
торговых мест, которыми могли бы воспользоваться те граждане, которые не
занимаются регулярной предпринимательской деятельностью, но имеют право на
периодическую продажу имеющихся у них излишков другим гражданам.
Фактически, всё
многообразие возможных торговых операций связывается в этом документе исключительно
с нестационарными торговыми объектами, которыми можно будет воспользоваться только
по результатам открытого конкурса. Такая постановка вопроса оставляет
незащищёнными права множества граждан, которые не занимаются постоянной
предпринимательской деятельностью, но нуждаются в продаже принадлежащего им
имущества время от времени. Разумеется, такие граждане не будут иметь
возможности участвовать в «открытых конкурсах», и по этой причине осуществление
ими своих конституционных свобод будет связано для них с ничем не обоснованным
риском подвергнуться повышенному административному наказанию.
Предлагаемое
законодательное регулирование не позволяет должным образом отграничить тех
граждан, которые профессионально занимаются бизнесом от тех, кто нуждается в
торговом месте только время от времени. Хотелось бы напомнить, что под
предпринимательской понимается только систематическая деятельность.
Рассматривая
этот вопрос стоит принимать во внимание, что среди тех граждан, которые изредка
что-то продают, находятся и те, кто в будущем станет заниматься бизнесом на
профессиональной основе. Предлагаемые законодательные новшества не только никак
не учитывают интересы этой перспективной категории граждан, но и создают для
них максимальные риски и неудобства. В связи с этим представленные
законопроекты в случае из принятия могут привести не только к анти-правовым, но
и к неблагоприятным экономическим последствиям в виде снижения
предпринимательской активности и возведения новых административных барьеров.
На основании
изложенного:
Просим не
принимать законопроекты № ЗП-VI-238 и № ЗП-VI-239 («О внесении изменений в
статью 29 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях» и «О
порядке размещения нестационарных торговых объектов») в том виде, в котором они
были представлены на рассмотрение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий