Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.
Нельзя сказать, что мы живём в мире, который был сформирован Второй Мировой войной, но необходимо признать, что она очень сильно повлияла на всё современное мироустройство. Любой, кто хотел бы понимать логику развития политики и права во второй половине двадцатого века, будет вынужден снова и снова возвращаться к итогам этой войны.
Выводы, которые человечество сделало на основании трагических событий середины двадцатого века, заложили фундамент для современного миропорядка. Распались мировые империи, был построен, а затем рухнул Восточный блок, но политические и правовые итоги Второй Мировой войны остаются незыблемыми. Давайте разберёмся, в чём они состоят.
В первую очередь я предлагаю обратиться к Уставу Международного Военного трибунала для суда и наказания военных преступников европейских стран оси. На основании этого документа в Нюрнберге были осуждены главные нацистские преступники. В соответствии с ним преступления против человечности влекут за собой наказание независимо от того, являлись ли такие действия нарушением законов той страны, где они были совершены, или не являлись.
Из этого следует, что международное правосудие признало преступным само законодательство Третьего рейха. Это была новая для своего времени мысль: если государство принимает такой закон, который позволяет убивать невинных людей или без суда помещать их в тюрьмы, то сами органы этого государства должны рассматриваться как преступные организации, то есть как обыкновенные банды. То, что нацисты смогли получить в свои руки парламент и издали от его имени какие-то зверские документы, вовсе не означает, что им позволено творить бесчинства.
Таким был главный вывод, который был сделан в Нюрнберге: в своих действиях любое государство ограничено рамками прав и свобод человека и гражданина. Например, ни одно из государств не вправе легализовать у себя рабский труд или массовые казни. Государство не вправе принять такой закон. Эта справедливая мысль должны была быть оформлена в виде документа, поэтому в тысяча девятьсот пятидесятом году была разработана, а в пятьдесят третьем году вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Этот международно-правовой документ гарантирует каждому набор минимальных прав, таких, как право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и целый ряд других. Государства, присоединившиеся к Конвенции, принимали на себя обязательство не нарушать те права человека, которые она гарантирует, в том числе и не принимать анти-правовые законы.
Разумеется, с этого момента вопрос государственного суверенитета стал гораздо более сложным, чем он был до этого. Государства в современном мире обременены довольно большими обязательствами, прежде всего, перед своими собственными гражданами и поэтому они не вполне свободны в своём поведении.
Разумеется, с этого момента вопрос государственного суверенитета стал гораздо более сложным, чем он был до этого. Государства в современном мире обременены довольно большими обязательствами, прежде всего, перед своими собственными гражданами и поэтому они не вполне свободны в своём поведении.
Дальнейшее направление, которое избрали европейские страны, связано с их интеграцией. Результатом интеграционных процессов стало подписание Договора о Европейском союзе, которое состоялось в тысяча девятьсот девяносто втором году в голландском городе Маастрихте.
Маастрихтский договор, среди прочего, юридически закреплял такое понятие, как европейские ценности. В соответствии с ним под европейскими ценностями понимают уважение человеческого достоинства, свободу, демократию, равенство, правовое государство и соблюдение прав человека.
В соответствии с договором, на этих принципах должны быть основаны юридические системы всех государств, которые претендуют на свою принадлежность к европейской политический культуре. Во всём остальном, что лежит за пределами общих ценностей, европейские нации могут сильно отличаться друг от друга.
В этом нет никакого противоречия, потому что такие ценности, как законность и уважение человеческого достоинства, накладывают на политику всего лишь самую общую рамку. Однако это такая рамка, которая отделяет цивилизацию от варварства.
В этом нет никакого противоречия, потому что такие ценности, как законность и уважение человеческого достоинства, накладывают на политику всего лишь самую общую рамку. Однако это такая рамка, которая отделяет цивилизацию от варварства.
В этом и состоит причина, по которой статья пятнадцатая российской Конституции признаёт общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью отечественной правовой системы. Следует понимать, что невозможно отринуть весь мировой опыт и отказаться от знаний, накопленных человечеством за столетия войн и катастроф. Например, Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод не из прихоти, а потому, что наша страна разделяет общие принципы, установленные этим документом.
Итоги Второй Мировой войны – это существенная часть современного миропорядка. Следует отдавать себе отчёт в том, что международные документы в области прав человека основаны, в том числе, и на опыте вооружённых конфликтов. По этой причине разглагольствования отдельных демагогов о выходе России из международных конвенций о правах человека как раз и являются самым прямым отрицанием итогов войны.
Наши деды воевали против тиранической власти государства и во имя свободного будущего для людей. В этом и состоит наследие, которое нам предстоит сохранять.
У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий