воскресенье, 22 января 2017 г.

ЧИСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

На пути развития малого предпринимательства лежит препятствие, которое отчасти можно назвать даже психологическим. Я имею в виду укоренившееся представление, будто владение капиталом – привилегия каких-то обособленных, доминирующих сословий.

Трудно сказать, насколько влиятельна такая точка зрения, но регулярное общение с малыми предпринимателями даёт представление о том, что далеко не все из них задумываются о стоимости собственного бизнеса. Стоило бы помнить, что в современном мире люди занимаются коммерцией не только ради выручки. Вторая причина, почему люди начинают собственное дело – это возрастание рыночной стоимости самого предприятия. Богатство предпринимателя – это не только деньги в его кассе. В некоторых случаях увеличение собственной стоимости является главной целью бизнеса.

И это справедливо не только для огромных акционерных обществ. Применительно к малым и сверхмалым предприятиям их собственная ценность – основа для экономической мотивации граждан. Никто не станет вкладывать собственные деньги в средства производства, если у него не будет надежды на то, чтобы впоследствии их можно было выгодно продать как готовый, зрелый бизнес. Именно в этом состоит основа для экономической самоуверенности, основы любой частной активности.

И здесь мы подходим к одному из вечных вопросов хабаровской экономики: почему некоторые люди неохотно регистрируют предприятия? Почему люди, когда они покупают квартиру, спешат поскорее зарегистрировать её на себя? И почему люди (возможно, те же самые), когда они начинают заниматься предпринимательством, наоборот, не торопятся заявить городу и миру о том, то теперь они владеют чем-то ценным? В чём отличие?

Можно с уверенностью сказать, что всё дело в степени ликвидности того и другого. Квартиру всегда можно обратить в деньги по цене, близкой к рыночной. В случае же с предприятием всё зависит от того, какими легальными ценностями обладает та или иная фирма.

Регистрацию предпринимателя российское государство всё ещё воспринимает, как некий сакральный акт, и добивается её со всей мощью своей репрессивной машины. При этом довольно очевидно, что фискальные органы шумно ломятся в открытую дверь. На самом деле любой и каждый предприниматель кровно заинтересован в регистрации своего бизнеса или по крайней мере в его легальном признании окружающими. Это нужно ему для того, чтобы его предприятие приобрело рыночную стоимость для возможной продажи или для того, чтобы оно числилось среди его имущества при наследовании.

При наличии такой мощной личной заинтересованности у экономически активных граждан, почему чиновники продолжают сетовать на засилье «теневой» экономики? Давайте попробуем найти объяснение. Дело в том, что государственная регистрация – это никакой не сакральный акт. Регистрация – это вполне прагматическая фиксация существующего имущественного комплекса, который приобретает свою ценность только целиком, а в разобщённом виде – утрачивает её. Она нужна предпринимателю для того, чтобы быть уверенным в том, что его право собственности защищено путём признания его государством. В сущности, это та же самая причина, по которой мы с вами спешим поскорее зарегистрировать за собой квартиру или земельный участок сразу же после их приобретения.

Эти соображения, конечно же, имеют свою оборотную сторону: если регистрация не служит цели признания и защиты имущественных прав, то она теряет свою привлекательность в глазах потенциального предпринимателя. Все, и каждый из нас, уже имели возможность убедиться, что работать ради одной только выручки можно и безо всякой регистрации. Это успешно доказывают многочисленные «артели», которые делают в городе ремонты квартир, кладут плитку, натягивают потолки. Даже заработав устойчивую положительную репутацию у потребителей, такие квази-«фирмы» не приобретают никакого капитала, который они могли бы продать, а своим наследникам они смогут оставить только денежные сбережения, но никак не работающее предприятие.

Любой из нас каждый день встречается с такими случаями, когда государственная регистрация не сделала людей более защищёнными. Далеко ходить за примерами не придётся. Практически все торговые объекты в хабаровских подземных переходах никак не оформлены и поэтому совершенно не привлекательны с точки зрения вложения в них личных денег. И всё это – несмотря на то, что работают там только ИП, зарегистрированные в налоговой инспекции! Купля-продажа такого киоска – всё равно вопрос одного лишь доверия, она всегда совершается полулегально, а за фиксацию итогов сделки никто ответственности не несёт. Наследникам такой «бизнес» не перейдёт ни при каких обстоятельствах.

Глядя на участь этих мелких торговцев, у любого может возникнуть шальная мыслишка, что делать мебель можно и в собственном гараже, а ремонтировать компьютеры – у себя в подвале. Регистрации для этого не потребуется, а возможности использовать предприятие как капитал равны и у тех и у других.

Другой очевидный пример – законопроект «О порядке размещения нестационарных торговых объектов», который сейчас рассматривается в краевой Думе. Этот документ предлагает распределять торговые места в городе на основании открытого конкурса. Это выглядит справедливым с точки зрения первоначального распределения мест, но капиталом для начинающего предпринимателя такой торговый объект всё равно не станет – он не сможет его ни продать ни переоборудовать на будущее, для своих наследников. Слишком мало доверия, слишком мало разницы между зарегистрированными предпринимателями и «подпольщиками».

Единственное, что может вернуть доверительность в отношения между государством и экономически активным сословием – это умная защита, которую государство могло бы предложить тем, кто решится работать открыто и прозрачно. От этого напрямую зависят возможности для капитализации даже самого небольшого бизнеса. Карательные же кампании абсолютно бесплодны. Жаль, что многие чиновники всё ещё этого не поняли.


Адвокат,
Автор и ведущий передач
на радиостанции «Восток России»

К.В. Бубон


Комментариев нет:

Отправить комментарий