вторник, 8 августа 2017 г.

Новеллы антикоррупционного законодательства и роль структур Совета Европы в российском законотворческом процессе



Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Российское антикоррупционное законодательство, по всей видимости, ожидает самая настоящая революция. Государственная дума приступила к рассмотрению законопроекта с длинным названием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию».

У этого документа такая же длинная предыстория. Как известно, наша страна является членом Совета Европы. С этим, в частности, связано участие России и в такой международной организации как «Группа государств по борьбе с коррупцией», которая была создана Советом Европы в тысяча девятьсот девяносто девятом году.

Группа государств по борьбе с коррупцией выпускает периодические рекомендации для стран-участниц, связанные с повышением эффективности борьбы с должностными преступлениями. Среди прочего, нашей стране было предложено установить уголовную ответственность за некоторые действия чиновников, которые в России до этого не считались преступными.

Это означает, что нам предложили расширить сферу действия статей уголовного кодекса о взяточничестве таким образом, чтобы они охватывали любую форму неправомерного преимущества, которое мог бы получить недобросовестный чиновник. В случае принятия новых поправок взяткой впредь будут считаться в том числе и преимущества нематериального характера, даже такие, которые не поддаются оценке в денежном эквиваленте.

Практическое значение поправок состоит в том, что российский законодатель может признать взяткой, например, помощь в трудоустройстве родственников коррумпированного чиновника или помощь в поступлении детей в престижный ВУЗ.

Однако этим предполагаемые изменения не исчерпываются. Законопроект предлагает дополнить уголовный кодекс отдельной статьёй об ответственности за злоупотребление влиянием. Для российского законодательства это принципиально новый состав преступления.

Подразумевается, что преступлением будет признан подкуп любого человека, который может оказать влияние на принятие решений должностным лицом. Думаю, это правило направлено, прежде всего, против подкупа членов семьи государственного служащего, но в ходе рассмотрения законопроекта в парламенте, круг лиц, подлежащих ответственности по этой статье, может быть расширен.

Я хотел бы напомнить, что прежде оказание чиновнику услуг, не подлежащих денежной оценке, равно как и прямой подкуп членов его семьи, никогда не признавались преступлениями согласно отечественному законодательству. То, что сейчас происходит в нашем парламенте – это нечто принципиально новое.

Что я думаю по поводу всего этого? Я думаю, что наш законодатель совершенно справедливо руководствуется европейской системой ценностей, которая основана на ответственности власти перед избирателями и налогоплательщиками.

Да, история знает множество цивилизационных проектов, альтернативных европейскому. Например, в Оттоманской Порте взятка считалась законным доходом государственного служащего и даже подлежала налогообложению. Средневековая Русь знала такой вид дохода служащего, как кормление, то есть содержание, которое княжеский чиновник получал от населения. Исторически победу одержала точка зрения, основанная на том, что никто не вправе извлекать какие бы то ни было личные выгоды из своего положения на государственной службе.

Похвальная приверженность европейским ценностям характеризует этот законопроект с наилучшей стороны. Впрочем, стоит помнить, что здесь, как и везде, критерием правильности принятого решения будет выступать практическое применение новых антикоррупционных правил. Для того, чтобы они могли действительно наводить ужас на недобросовестную часть бюрократии, требуется настоящая общественная нетерпимость по отношению к любым злоупотреблениям властью. Впереди нас ждёт длинный путь.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


  Герб России 1




Комментариев нет:

Отправить комментарий