среда, 13 сентября 2017 г.

Насколько сильно придётся переписать Семейный кодекс РФ для того, чтобы возродить традиционную семью?





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Спекуляции вокруг некоторых важных для общества тем со временем становятся какими-то слишком навязчивыми. Это плохо, потому что в их процессе нередко теряется смысл важных слов. Одним из первых жертвой демагогии пало понятие традиционной семьи.

Эти слова затёрлись до полной утраты смысла, и традиционной семьёй теперь каждый считает то, что ему удобно в данный конкретный момент. Тем временем мы имеем дело с термином, у которого есть твёрдое значение. Восстановление его смысла поможет нам понять, о чём именно пытаются разговаривать с нами наши политики.

Итак, в социологии и демографии традиционной считается такая семья, которая состоит из нескольких поколений родственников, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и совместно воспитывают детей. Иногда традиционную семью ещё называют расширенной, потому что фактически речь идёт о совместном проживании целого рода: от прабабушек и прадедушек до правнуков. Само собой разумеется, что такая семья состоит из нескольких супружеских пар, а не из одной. Именно так выглядели крестьянские семьи девятнадцатого века.

Одним из характерных признаков русской традиционной семьи было наличие социальной роли большака, то есть главы рода, который распоряжался хозяйственными вопросами и которому подчинялись остальные родственники. Ни о каком юридическом равенстве, конечно же, не могло быть и речи, большак был в семье официально главным. Фактически такое положение одобрялось и властями Российской Империи, то есть всё это, включая и положение большака, учитывалось судами при рассмотрении споров.

Современное законодательство Российской Федерации никак не рассчитано на традиционную семью сразу по многим причинам. Ну, прежде всего статья тридцать первая Семейного кодекса устанавливает равенство супругов. В соответствии с ней каждый из них свободен в выборе профессии, а вопросы воспитания детей решаются их родителями вместе.

Уже одна эта статья сама по себе является свидетельством исторической смерти традиционной семьи. Конечно же, никто не запрещает людям собраться вместе и жить расширенной родовой общиной, однако действующее законодательство не выделяет этот образец и в качестве общеобязательного.

В законодательстве есть и более конкретное определение семьи, например, статья тридцать первая Жилищного кодекса устанавливает, что членами семьи собственника жилого помещения являются его супруг или супруга, а также дети и родители. Это не очень длинный список, согласитесь. В отдельных случаях членами семьи могут быть признаны и другие родственники, но это всё равно совсем не то же самое, что три или четыре поколения, которые обязаны жить под одной крышей.

Что является исторической противоположностью традиционной семьи? Этот вопрос тоже хорошо изучен, и учёные дали на него внятный ответ. Примерно с середины девятнадцатого века самой распространённой является нуклеарная семья, то есть такая, которая состоит только из супругов и их детей. Что же случилось? Может быть, это козни масонов и происки Государственного департамента США привели к такому положению вещей? Конечно же, нет.

Причина, по которой произошло изменение модели семьи, состоит в урбанизации и индустриализации страны. Городские жители и фабричные рабочие переселялись в квартиры, и совершеннолетняя молодёжь испытывала всё меньшее и меньшее желание жить вместе с родителями. Следует учитывать, что именно в России урбанизация было очень быстрой и радикальной, по доле городского населения наша страна опережает большинство стран мира.

Почему же среди российских политиков наблюдается такая тоска именно по традиционной семье? Здесь следует вспомнить о том, что в девятнадцатом веке в России ещё не существовало системы государственного пенсионного обеспечения. Содержание стариков и нетрудоспособных людей ложилось исключительно на плечи их родственников, а традиционная семья как раз соответствовала решению этой задачи.

Позже, в процессе индустриализации, вопрос о социальной поддержке граждан и о выплате пенсий старикам пришлось решать уже государству, потому что горожане не могли жить родовыми общинами.

В наши дни актуальность проблемы традиционной семьи обусловлена тем, что небогатая российская держава обременена большими социальными расходами. Неудивительно, что политики ищут тех, кто готов разделить эту нагрузку с государственным бюджетом, и в первую очередь они находят опору, конечно же, в семьях. При этом им, похоже, кажется, что большие семьи были бы самыми эффективными в этом отношении. Именно в этом и состоит рациональная сторона вопроса. Развесистые дебаты по телевизору не должны маскировать этого важного обстоятельства.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


100_3801 - копия

Комментариев нет:

Отправить комментарий