Каждый год примерно пятого марта наступает наша русская
«анти-пасха», и пользователи социальных сетей приветствуют друг друга привычной
фразой: «Помер Тот». Здесь всё наоборот: и бог другой, языческий, и
он не воскрес. И на всём этом лежит печать какого-то древнего, до-христианского
чувства судьбы, предопределённости.
Смерть Сталина поставила меня сегодня перед одной мыслью,
которая вам, может быть, покажется неожиданной: я подумал о том, что
современное отношение к советскому диктатору как ничто другое показывает, до
какой степени разрушена в нашей стране традиционная семья, вернее, традиционная
семейная преемственность.
Историческая память может передаваться разными путями, среди
которых и утверждённый государством единый учебник истории и телевизионная
пропаганда. Но сегодня я хотел бы вспомнить о древнейшем, почти «первобытном»
способе передачи памяти – о семейной истории, которая передаётся от отца к
сыну, от бабушки – к внукам.
В стране, где почти в каждой семье кто-то пострадал от
бессудных и несправедливых гонений сталинского государства, довольно странно
слышать о непогрешимом вожде, который строил «Беломорканал»: существует не
нулевая вероятность, что где-то на дне канала покоится череп прадеда того, кто
это говорит. Невольно хочется сказать в ответ: «Ну, хорошо, телевизор,
советский учебник истории… Но неужели вам ничего не рассказывала ваша
собственная бабушка?»
Истеричный «сталинизм», по моим наблюдениям – это
относительно позднее явление. Поколение, условно, наших дедов, оценивали
Сталина достаточно трезво для того, чтобы понимать, что он в первую очередь убийца.
Многим в стране хватало здравого смысла для того чтобы знать, а как минимум,
допускать, что индустриализация и урбанизация не требовали таких человеческих
жертв (и везде, где эти процессы прошли успешно – они и не сопровождались
централизованными репрессиями таких масштабов).
Но сегодня меня интересует только эта деталь: среди
современных сорокалетних мало кто лично общался с репрессированными. Однако почти
у всех в семье были «старшие», те люди, которые буквально теряли родственников
и знакомых в тридцатые годы: коллективизация, голод, лагерь, Колыма.
О цене сталинского «правления» было кому рассказать во
множестве семей по всей стране. Если наши семьи были бы по-настоящему
традиционными, то такой исторической памяти люди верили бы гораздо больше, чем
советскому учебнику истории. Чеченцы помнят депортацию, эстонцы помнят
подавление своей национальной государственности. Они тоже читали советские
учебники истории – и эти учебники не произвели на них слишком большого
впечатления, потому что воспоминания свидетелей, родственников значили для них
намного больше.
В этом состоит одна из причин, по которым я скептически
отношусь к рассуждениям о «традиционной русской семье»: отсутствие народной
памяти, которая была бы альтернативна государственной пропаганде, убедительно
свидетельствует о том, что никакой «русской традиции» не существует. Не
обязательно даже, чтобы такая память во всём противостояла бы государственной,
но у неё есть своя роль: она состоит в независимом сохранении важных деталей.
Однако в нашей стране историческая память передаётся исключительно по
политическим каналам.
Прочный мир в обществе возможен при условии взвешенной и
правдивой оценки наиболее драматических поворотов общей истории. Если «державе»
и предстоит держать перед кем-то ответ, то этот «кто-то», в первую очередь, её
собственный народ, нация.
Я думаю, в этом состоит национальная драма, и из этого
растёт один из корней того, что россияне не всегда понимают окружающих: что для
одних – сиюминутная фраза популярного телевизионного пропагандиста, то для
других – рассказы их родителей, история их района, деревни, города, нечто
кровное и родное. Звонкий агитатор никогда не убедит человека «второго» типа, и
агитатор потом ещё долго будет обижаться, что «его никто не слушает».
А его никто и не будет слушать – в некоторых вопросах
рассказы дедушки о пережитых им страданиях «весят» больше, чем обещания подать
всем бесплатный чай
8 марта 2020 года
Константин Бубон
Беда в том, что наша семейная память зачастую обрывалась на молчании наших почивших дедушек и бабушек. Моя, например, никогда не рассказывала про своего отца. Знали только: "забрали, сгинул" Мама же не шибко интересовалась, её деда забрали раньше, чем она родилась. Она даже отчества его не знала. Нет и нет..
ОтветитьУдалитьЯ натурально рыдал, когда нашёл документы о своём прадед на сайте "Мемориала" о том, что репрессирован, и о том что реабилитирован.
Боялись, молчали. Я не думаю, что хоть сколько-нибудь значительное количество потомков знает историю своего рода. Хочется, конечно, ошибаться.