вторник, 6 февраля 2018 г.

Судьба частного высказывания в эпоху постправды, постсправедливости и постправосудия





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Электронная эпоха ставит новые юридические вопросы, в особенности, когда речь идёт о свободе распространения информации. Недаром наше время часто называют эпохой постправды: когда интернет через смартфон проник в каждый карман, стала доступна почти любая информация. Однако в то же самое время открылось, что люди склонны верить только тем сообщениям, которые соответствуют их собственным взглядам и убеждениям. Факты, которые противоречат сложившейся точке зрения, часто отвергаются и ставятся под сомнение даже в том случае, если они правдивы.

Никто в мире пока точно не знает, как именно технический прогресс повлияет на права человека, но это не значит, что мы не можем сделать некоторые выводы. Например, вывод о том, что моральные ценности, такие, как честь, достоинство, доброе имя и деловая репутация, принадлежат прежде всего людям, ну, или иногда предприятиям, но никогда не могут принадлежать неопределённым "социальным группам".

Именно поэтому я считаю нелепой, например, статью двести восемьдесят вторую Уголовного кодекса, которая устанавливает наказание за публичное разжигание ненависти и вражды. Эта статья вредна по многим причинам, например, потому, что она полна весьма туманными формулировками. Чего стоит одно только "унижение достоинства" применительно к "социальной группе". Кстати, определения "социальной группы" даже нет нигде в законе. Но всё это детали, хотя, конечно же, и важные.

Прежде всего я хотел бы обратить внимание на другое. Ну, вот предположим, что кто-во возбуждает ненависть и унижает достоинство человека или нескольких человек, выделив их по каким-то признакам. Почему при этом государство должно взыскать с него штраф в пользу казны? Как это согласуется с интересами тех, кто был оскорблён?

Часто люди говорят, что статья двести восемьдесят вторая Уголовного кодекса устанавливает ответственность за мыслепреступления. Но моё воображение увлекает другая мысль - государство тем самым говорит, что берёт под охрану, а на самом деле просто присваивает себе такие нематериальные ценности, которые правительству, в общем-то не принадлежат. Достоинство принадлежит человеку. Почему штраф за его унижение должен пополнять бюджет?

Я думаю, что юристы уже поняли, к чему я веду. Я полагаю, что всё, что связано с высказываниями, в том числе и с разговорами в Интернете, относится к сфере гражданско-правовых отношений и не должно регулироваться Уголовным кодексом. Это и не эффективно и чаще всего приводит к глупым и опасным последствиям. Любой, кто считает себя оскорблённым, может воспользоваться своим правом на предъявление гражданского иска.

Но такой подход в современном мире тоже имеет свою оборотную сторону. Дело в том, что просто большие группы людей благодаря социальным сетям тоже научились, скажем так, поддерживать дисциплину в строю. Некоторые точки зрения в Интернете всё больше и больше напоминают лагерь с заборами, воротами и со сторожами на вышках.

Коллективное мнение постепенно приобретает огромное могущество благодаря возможности немедленной реакции на любое идейное отклонение со стороны индивидуального отступника. Благодаря этому вокруг каждой темы моментально формируется строгий катехизис, и любой отход от него может повлечь скверные социальные последствия.

Я давно обратил внимание, что это всё возможно и безо всякого вмешательства государства. Власть общества сама по себе достаточна для того, чтобы подвергнуть остракизму любого отдельно взятого человека.

В связи с этим мне кажется, что свобода высказывания всегда будет требовать некоторой внутренней смелости и терпения. Даже тогда, когда человек не будет рисковать вызвать на свою голову карательные молнии со стороны государства, он всё равно может подвергнуться гонениям со стороны сплочённого идейного большинства. С точки зрения техники именно сейчас есть все предпосылки для этого.

Но это же не повод молчать обо всём том, что нас беспокоит, ведь правда?

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго



  Уменьшенная копия 26

Комментариев нет:

Отправить комментарий