вторник, 14 августа 2018 г.

Отмена нелепой статьи 282 УК РФ в любом случае станет большим достижением российского парламентаризма





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Сегодня у меня хорошая новость: в конце июня в Государственную Думу поступил законопроект, который предполагает кардинальный пересмотр статьи двести восемьдесят второй российского Уголовного кодекса.

Напомню, что это, возможно, одна из самых нелепых и бессмысленных норм российского законодательства. Формально говоря, она устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды или за унижение различных социальных групп при помощи публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет. На самом же деле за всё время действия этой статьи судебная практика так и не смогла прийти к единому пониманию того, что такое социальная группа и какой смысл вкладывал законодатель в понятие «возбуждение ненависти». Тем более невозможно дать точное юридическое определение слову «унижение». Думаю, для всех очевидно, что все формулировки в законе должны отличаться большой точностью. Однако когда мы говорим о статье двести восемьдесят второй, о какой-либо ясности формулировок можно забыть.

Я не знаю, на что рассчитывали её авторы, но практика применения этой нормы поражает своей вопиющей глупостью. Кстати, в 2015 году по ней были осуждены 414 человек. Среди них был, например, известный блоггер Антон Носик, которого привлекли к ответственности за то, что он слишком горячо поддерживал действия военных в Сирии. Всю нелепость ситуации могут оценить люди, которые помнят, что в своей публикации этот автор даже адресовал российским военным своё «ура».

Многие из осуждённых были привлечены к ответственности вовсе не за широкое публичное распространение своих высказываний, а за записи в своих личных блогах и социальных сетях. По сути дела, мы имеем дело с одной из тех статей Уголовного кодекса, которая устанавливает серьёзные наказания за обыкновенные слова, а не за действия. При этом даже не обязательно, чтобы в деле фигурировали какие-либо потерпевшие: для привлечения человека к ответственности достаточно, чтобы эксперт сказал, что то или иное высказывание может рассматриваться как враждебное к той или иной социальной группе.

Неудивительно, что при такой туманности формулировок вскоре стало вообще непонятно, что можно публиковать в социальных сетях, а что нельзя. Авторы действующей редакции этой статьи, по всей видимости, абсолютно не понимают, как работают социальные сети. Например, глупо наказывать человека за то, что он перепостил текст или картинку, автором которых он не является. А ведь большинство пользователей социальных сетей занимаются только этим – они копируют на свои странички чужие тексты.

Кто-то должен наконец объяснить чиновникам, что свободу слова придумали очень умные люди, и что никакие высказывания не могут повредить правильно устроенному обществу. Тем более никому не может повредить копирование чужих высказываний, что бы под этим ни подразумевалось. Можно было бы предположить, что авторы двести восемьдесят второй статьи Уголовного кодекса рассчитывали установить какую-то идеологическую цензуру, однако на деле она ведь даже для этого совершенно непригодна из-за своей невнятности. И уж тем более эта статья никому не прибавляет ни безопасности ни стабильности.

Зато, при всей своей бессмысленности, если смотреть со стороны, практика её применения создаёт впечатление каких-то зверств и массовых репрессий. Если законодатели надеялись кого-то испугать, то отчасти они достигли своей цели, только вот понять бы теперь, кому и зачем это было нужно.

И вот, наконец-то, в Государственной Думе начался процесс пересмотра статьи двести восемьдесят второй Уголовного кодекса. Новая редакция этой нормы предполагает, что к ответственности можно будет привлечь только за возбуждение ненависти и вражды с применением насилия, с использованием своего служебного положения или в составе организованной группы.

Не скажу, что новая формулировка отличается чеканной ясностью, но она хотя бы не позволяет открывать охоту на случайных людей, которые развлекаются с картинками в социальных сетях. Это уже большой прогресс, который стоит только приветствовать.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


IMG_20210619_144818 - копия

Комментариев нет:

Отправить комментарий