вторник, 26 декабря 2017 г.

Иерусалим - столица Израиля. Что это означает?





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Иногда получается так, что слова политиков и общественных деятелей выводят на поверхность такие давние и такие сложные противоречия, что бывает трудно объективно оценить их значение. Например, президент Соединённых Штатов Дональд Трамп недавно объявил, что он считает необходимым официально признать Иерусалим столицей Израиля.

Я думаю, многим, как и мне, для того, чтобы понять смысл происходящего, придётся специально изучать всё, что связано с историей Ближнего Востока. Телевизионные горе-комментаторы часто производят такое впечатление, будто речь идёт о иностранном царе, добром или злом, в зависимости от личных пристрастий.

Тем временем, Трамп – современный политик. Его решения ограничены разделением властей внутри страны и нормами международного права в отношениях с другими государствами. Конечно же, в своих поступках он руководствуется определённой логикой. Давайте попытаемся разобраться в смысле происходящего.

Общеизвестно, что одним из самых затяжных конфликтов на Ближнем Востоке является противостояние Израиля и арабского мира, который, со своей стороны, в разное время был представлен различными организациями. Суть борьбы состоит в выдвижении территориальных претензий, которые в то же самое время имеют и религиозную подоплёку, связанную с возможностью доступа к местам, святым для представителей иудаизма, христианства и ислама.

Ситуация вокруг Иерусалима уникальна и не имеет никаких аналогов нигде в мире. Прежде всего, следует отметить, что апелляции к историческим правам и историческому наследию здесь выглядят не слишком убедительно. Дело в том, что в течение четырёх веков Иерусалим был частью Оттоманской империи, которая утратила право на этот город только в связи со своим распадом по итогам Первой мировой войны.

Иными словами, всё то историческое время, пока в мире формировались государства в современном смысле этого слова, Иерусалим находился под властью турецкого султана. Согласитесь, в этом случае невозможно требовать восстановления исторических границ.

Старт актуальным политическим событиям вокруг Святой Земли дала декларация Бальфура тысяча девятьсот семнадцатого года. Это было официальное письмо от министра иностранных дел Великобритании, согласно которому правительство Его Величества выражало одобрение созданию в Палестине национального очага для еврейского народа.

Инициатива не случайно исходила именно от британцев. Дело в том, что уже начиная с тысяча девятьсот двадцать второго начался так называемый период Британского мандата, который продлился до сорок восьмого года. Согласно условиям мандата, выданного Лигой Наций, Великобритания принимала на себя обязательство по управлению территорией Палестины. На неё же возлагалась ответственность за создание условий для построения еврейского национального государства.

В сорок седьмом году был принят План ООН по разде́лу Палести́ны, который содержал в себе проект создания на этой территории двух национальных государств: еврейского и арабского. Предполагалось, что Иерусалим станет территорией под международным контролем.

Этот план был отвергнут главным образом арабской стороной, и между общинами немедленно начались ожесточенные столкновения, которые вылились в полномасштабную войну. По итогам военных действий Западный Иерусалим перешёл под контроль Израиля, а Восточный оказался под контролем Трансиордании. Такое положение вещей не было признано международным сообществом.

Военные действия возобновились в шестьдесят седьмом году. В историю этот эпизод вошёл под названием Шестидневной войны. По её итогам Израиль взял под контроль и восточную часть Иерусалима. В восьмидесятом году Кнессет принял закон, в соответствии с которым «Иерусалим, единый и неделимый», объявлялся столицей Израиля.

В том же году, Совет безопасности ООН своими резолюциями номер четыреста семьдесят шесть и четыреста семьдесят восемь объявил действия Израиля по устройству его столицы в Иерусалиме не соответствующими нормам международного права.

В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году Иордания отказалась от своих территориальных претензий на Восточный Иерусалим. Согласно Арабской мирной инициативе, Восточный Иерусалим рассматривается в качестве столицы отдельного палестинского государства.

Однако, насколько можно судить по прессе, остаётся открытым вопрос о дееспособности Палестинской национальной администрации, которая, как предполагается, должна представлять интересы арабской стороны. Складывается впечатление, что фактической властью в этой части Палестины сейчас является запрещённая в России террористическая группировка ХАМАС.

Откровенно говоря, я привёл не все факты, касающиеся этой длинной и запутанной истории. Несмотря на это, я думаю, все могут оценить, насколько сложным является процесс урегулирования территориального спора между Израилем и сопредельным арабским населением.

Мне кажется, что эту проблему можно рассмотреть с трёх точек зрения. Давайте попробуем это сделать.

С одной стороны, существует позиция Организации объединённых наций. Её позитивное значение состоит в том, что она подкреплена авторитетом и силой международного сообщества. Органы ООН в состоянии из года в год предпринимать дипломатические и экономические усилия по исполнению её решений. Но в этом же состоит и слабость этого способа урегулирования – обе конфликтующие стороны часто отказываются подчиняться давлению международных структур и сотрудничают с ними только тогда, когда это им выгодно.

С другой стороны нельзя обойти вниманием вопрос о том, кому принадлежит право на Иерусалим. Не стоит забывать, что все государства в регионе возникли по итогам войны. Они были созданы при помощи иностранной вооружённой силы. Согласитесь, это далеко не то же самое, что рассудить всех по справедливости. К сожалению, слабость такого подхода состоит в том, что каждая из сторон считает нарушенными именно свои собственные права. При этом в регионе ещё и действуют силы, которые считают террор допустимым средством в утверждении своей позиции.

Я думаю, на первый план здесь должен выйти вопрос о том, кто именно мог бы обеспечить всем жителям Иерусалима защиту их прав и законных интересов. Такой подход представляется мне наиболее перспективным. И в этом отношении Израиль выглядит наиболее привлекательным кандидатом из возможных.

Ни у кого не возникает сомнений, что это открытая, демократическая страна, которая охотно сотрудничает с международным сообществом. Если посмотреть на соседей, раздираемых террористическими усобицами, становится понятно, какая это большая редкость для региона и как бережно следует к ней относиться.

Конечно же, признание Иерусалима столицей Израиля означает, что на это государство будет возложена обязанность гарантировать равные права всем гражданам, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Однако я уверен, что еврейское государство способно выполнить такие требования.

Я очень надеюсь, что американский президент, когда он принимал своё решение, тщательно взвесил все возможные последствия. Ближний Восток устал от кровопролития. Амбициям тех политических сил, которые всегда готовы прибегнуть к террору, должен быть положен конец.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


IMG_20211006_170939 - копия

Комментариев нет:

Отправить комментарий