вторник, 15 августа 2017 г.

Европейские ценности и их юридическое воплощение




Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Я ценю точность формулировок, мне нравится, когда люди говорят ясно. Вот, например, есть такое выражение, «европейские ценности». Вокруг этих слов в наших СМИ наблюдается активная, но, по большей части, пустая болтовня. На самом деле это важный термин, который имеет своё твёрдое значение, и его смысл даже закреплён юридически.

Я думаю, об этом стоит поговорить. Конечно же, вопросы общих ценностей приобретают особенную актуальность по мере интеграции стран Европы в единое сообщество. Европейский Союз – это, прежде всего, несколько сот миллионов человек, очень не похожих друг на друга.

Трудно найти что-то такое, что было бы общим, например, для англичанина, немца и итальянца. Тем не менее, ЕС в качестве одной из своих целей провозглашает учреждение общеевропейского гражданства. Может быть, это пока что преждевременно, но фактически имеет смысл обсуждать возможность формирования европейской политической нации.

Само это слово, «нация», может быть, прозвучит непривычно в таком контексте. Однако мне кажется, что всё равно имеет смысл искать ответ на вопрос, из кого состоит то человеческое сообщество, которое оправдывает существование общеевропейских политических структур.

Для того чтобы говорить о сообществе, стоит подумать, что объединяет друг с другом всех этих людей, таких разных. Так вот, этим связующим звеном и являются европейские ценности. Этот термин исчерпывающим образом раскрывается в Договоре о Европейском союзе, который был подписан в голландском городе Маастрихте в тысяча девятьсот девяносто втором году.

Он дважды встречается уже в преамбуле и первых двух статьях договора. В соответствии с ними под европейскими ценностями следует понимать достоинство и неотчуждаемые права человеческой личности, свободу, демократию, равенство всех перед законом и правовое государство. Всё это провозглашается общим для всех стран – членов ЕС. Предполагается, что в остальном европейские нации могут существенно отличаться одна от другой.

Если говорить коротко, то лояльность этим принципам – это главный признак, который позволяет человеку называть себя европейцем.

Стоит понимать, что для того, чтобы критиковать европейские ценности, самому придётся выступать от имени какой-нибудь такой идеологии, которая бы не имела к ним ни малейшего отношения. Например, я бы понял, если бы против европейских ценностей выступали коммунисты.

Коммунистическая идеология, в своём радикальном изводе, отвергает права человека как индивидуалистическое явление. С точки зрения строителей социализма государственные интересы выше личных, и никаких тут разговорчиков в строю. Так что раздражение коммунистов можно считать понятным.

Другим противником европейской демократии в современном мире является радикальный ислам, который вообще трудно назвать терпимой и гуманной доктриной.

А вот большинство российских так называемых критиков европейских ценностей выглядят как пустые демагоги, и скорее всего именно демагогами они и являются. Во-первых, наша собственная национальная Конституция провозглашает те же самые принципы, что и основополагающие документы Европейского Союза, то есть мы их признаем, по крайней мере, на словах.

Ни один русский политик в здравом уме не выступит против равенства мужчин и женщин или за повсеместное открытие шариатских судов. Даже самые одиозные персонажи могут возражать только против каких-то отдельных явлений, но они не могут противопоставить Европе никакой фундаментальной идейной альтернативы.

Многословное недовольство, которое не основывается ни на чём, очень трудно принимать всерьёз. Если же кто-то стремится прослыть мастером содержательной риторики, то для него полезно изучить происхождение и смысл тех слов, которые он слышит и говорит.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


флаг ЕС



Комментариев нет:

Отправить комментарий