понедельник, 10 сентября 2018 г.

Москва-Лондон-Солсбери: возможна ли дипломатия в рамках уголовного судопроизводства?






Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Это событие не должно пройти незамеченным. Власти Великобритании публично объявили о раскрытии скандального и загадочного преступления, которое будоражило английские и российские умы весь две тысячи восемнадцатый год. Конечно же, речь идёт о покушении на убийство бывшего сотрудника российских спецслужб Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которое произошло 4 марта 2018 года в городе Солсбери. Напомню, что имела место попытка отравления, в результате которой пострадали не только Скрипали, но и несколько граждан Соединённого Королевства.

Британские официальные лица уже не один раз выступали с заявлениями о причастности с этому преступлению российских спецслужб. Российская сторона всякий раз отвергала все обвинения. Сейчас можно считать, что ситуация в корне изменилась, потому что английские правоохранительные органы назвали имена двух подозреваемых, это граждане нашей страны Руслан Боширов и Александр Петров. Были даже опубликованы их портреты.

Согласно версии британских правоохранительных органов, они прибыли в Лондон второго и вылетели на родину четвёртого марта этого года. В прессе теперь циркулирует множество подробностей. Часть из них напоминает обыкновенные слухи и домыслы, другая же часть заслуживает внимания. Например, ряд изданий утверждают, что номера заграничных паспортов двух этих людей различаются только последней цифрой. Кое-кто считает это странным, но ни у одного из них нет аккаунта в социальных сетях.

В общем, пока что речь действительно идёт о довольно таинственных личностях. Антитеррористическая полиция Великобритании полагает, что Боширов и Петров – псевдонимы, но утверждает будто их настоящие имена известны Скотланд-Ярду. Заочно им предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям закона.

Стоит задуматься над тем, какими последствиями может обернуться этот поворот расследования, которое проводят правоохранительные органы Великобритании. Боюсь, что дело обстоит хуже некуда, с какой стороны на него ни посмотри. Российско – Британские отношения постепенно переходят из дипломатической в уголовно-процессуальную плоскость. Думаю, что каждому понятно, что если взаимодействие между сторонами так или иначе ставится в зависимость от результатов судебного разбирательства, то это очень сильно сужает возможности для диалога и для заключения каких-либо соглашений: тут уж или обвинитель или обвиняемый, количество возможных ролей ограничено.

Скотланд-Ярд продолжает разрабатывать версию причастности российских государственных органов, то есть спецслужб. Конечно, это не даёт простора для дипломатии. Но самое главное, на что следует обратить внимание, заключается в необратимости этого процесса. На британском государстве лежит обязанность по полному, всестороннему и объективному расследованию всех обстоятельств покушения на Сергея и Юлию Скрипаль. Британская полиция не имеет права пренебречь этой обязанностью ни при каких обстоятельствах. Если следствие выдвинуло обвинение в отношении двух конкретных людей, то юридическое решение по этому поводу должно быть принято в любом случае. Они должны быть или признаны виновными или оправданы, но в любом случае полиция обязана их допросить, и другого выхода у британских властей теперь нет.

Вариантов окончания того следствия, которое ведёт Скотланд-Ярд, немного. Уголовное дело или будет передано в суд или будет временно приостановлено за розыском обвиняемых. У британской Фемиды нет никаких возможностей отказаться расследовать это дело, и дипломатия здесь бессильна что-либо сделать.

Лично мне эта ситуация напоминает другое дело, которое расследовал в США специальный прокурор Роберт Мюллер. Напомню, что в феврале этого года он предъявил группе российских граждан обвинение в том, что те пытались фальсифицировать американские выборы. Там ведь тоже никто пока что не предстал перед судом, но это не означает, что уголовное дело как-то пропало само собой. Вовсе нет, на американской судебной системе по-прежнему лежит обязанность по рассмотрению этого дела. Это означает, что эта тяжбы будет отравлять российско-американские отношения ещё долгие годы.

То же самое можно сказать и о результатах следствия по делу об отравлении в Солсбери. То бремя, которое теперь ложится на отношения между государствами, ещё долго не будет зависеть от воли британских политиков. Над дипломатию пала тень от меча Фемиды, и с этим теперь ничего нельзя поделать.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


коряки-в-деревянных-масках
На снимке - люди в масках

Комментариев нет:

Отправить комментарий