понедельник, 1 апреля 2019 г.

Банкротство бывшего "Дальспецстроя": всадник краевого финансового "Апокалипсиса"




Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Лучшие умы губернской экономической науки заняты сейчас предотвращением возможного финансового апокалипсиса. Скандально известный в прошлом «Дальспецстрой» вновь привлёк к себе внимание широкой публики. Сейчас это предприятие носит название ГВСУ № 6 и в отношении него введено внешнее управление. Бывший строительный гигант терпит крушение, и это довольно грустно уже само по себе, но в результате своего банкротства он ещё обещает в буквальном смысле слова утащить за собой на дно ещё несколько сот различных предприятий, многие из которых в настоящее время вполне жизнеспособны.

Пресса сообщает, что внешний управляющий бывшего «Дальспецстроя» подал в Арбитражный суд Хабаровского края четыреста пятьдесят два иска на сумму более чем тридцать шесть миллиардов рублей. В качестве ответчиков привлечены триста шестьдесят два предприятия, среди которых есть и такие, которые имеют большое значение для региональной экономики. Многие комментаторы сходятся в том, что удовлетворение этих исков может повлечь за собой прекращение деятельности многих ответчиков.

Смысл исков состоит в том, что  бывший «Дальспецстрой» требует от своих контрагентов вернуть те деньги, которые были уплачены им за выполненные работы на различных объектах, включая космодром Восточный. Свои требования он обосновывает тем, что работы были выполнены и оплачены после того, как в Арбитражный суд был подан первый иск о признании «Дальспецстроя» банкротом. Это случилось пятнадцатого июня две тысячи пятнадцатого года.

С одной стороны, привлекает внимание вопиющая несправедливость заявленных требований, ведь речь идёт о попытке забрать назад честно заработанные деньги. С другой стороны, эти требования могут иметь под собой некоторые формальные основания. Например, в соответствии со статьёй шестьдесят один прим три Закона «О банкротстве» сделка, совершенная должником, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она привела к тому, что одному кредитору будет оказано предпочтение перед другими кредиторами.

Всё дело в том, что потенциальный банкрот должен гасить свои долги перед кредиторами в соответствии с очерёдностью, которая установлена законом. Любые платежи, совершённые им вне этой очередности, могут быть поставлены под сомнение. Поскольку первое заявление о банкротстве «Дальспецстроя» было заявлено в июне пятнадцатого года, все последующие платежи внешний управляющий рассматривает как совершённые с нарушением очерёдности.

Впрочем, суды пока не склонны поддерживать такую казуистику. Я ознакомился с решениями от двенадцатого и от двадцать шестого марта, в соответствии с которыми внешнему управляющему «Дальспецстроя» было отказано в удовлетворении заявленных им требований о признании недействительными давно исполненных договоров. Отечественная судебная практика никогда прежде не знала таких масштабных попыток возврата уплаченных по контракту средств.

Мне кажется, происходящее иллюстрирует, как в суде могут столкнуться два правовых принципа. С одной стороны, если в отношении предприятия ведутся процедуры, связанные с его неплатежеспособностью, то его экономическая деятельность ставится под внешний контроль, а исполнение обязательств перед кредиторами происходит в порядке очередности.

С другой стороны, не должен ставиться под сомнение и принцип стабильности договора. Например, в соответствии со статьёй триста десять Гражданского кодекса не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств. Требования "Дальспецстроя" фактически направлены на то, чтобы подорвать стабильность экономического оборота. Я не могу никак иначе назвать попытку единовременно отказаться от исполнения сразу несколько сотен договоров по чисто формальным основаниям.

Впрочем, в данном случае я хотел бы проявить оптимизм. Я думаю, судебная система способна справиться со сложившейся ситуацией в рамках действующего права. Я уверен, что стабильность договорных отношений в данном случае должна рассматриваться как приоритетная ценность по отношению к процедурам, связанным с банкротством. Права предприятий, которые честно выполнили свою работу, должны быть защищены в первую очередь.

В противном случае любой крупный банкрот, такой, как бывший «Дальспецстрой», сможет устроить экономический Апокалипсис в любом из регионов нашей страны.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.


100_3801 - копия

Комментариев нет:

Отправить комментарий