Давайте присядем на диван, нальём себе чаю или кофе и
поговорим об этом откровенно. Я предлагаю поговорить о вирусах. Настало время
об этом поговорить.
Представьте себе на секунду, что вашего знакомого обвиняют в
половом злоупотреблении или преступлении. Ваши действия?
Напомню, менее, чем год назад ответ на вопрос был для многих
«вполне очевиден». Скажем, ещё в октябре 2017 многие с восторгом аплодировали
ситуации, когда личные друзья и многолетние партнёры подозреваемого говорят ему
в лицо: «Уйди от меня, пошёл вон, сука кошмарная», - и захлопывают дверь перед
его носом. Разрывают контракт. Выгоняют из организации, членство в которой, в
принципе, мало к чему обязывает…
Я смотрел на это всё и размышлял… Вот все эти люди, такие
восторженные, ведь они все так и поступят, когда начнут обвинять кого-то из их
друзей, знакомых, родственников? Они плюнут обвиняемому в лицо, скажут, чтобы
он забыл к ним дорогу? Ну, вот так, сделают? Прямо так и поступят, прогонят с
порога, и кишка-то не тонка, не? Принципиальности-то хватит? Веры в собственные
слова (на самом деле там никаких собственных слов тогда не было – на гребне
истерики человек превращается в репродуктор, страшное зрелище) хватит?
А то у нас самые ярые «убийцы укропов» и «бойцы новороссии»
в жизни и кролика не забили. Соответственно, яростные бойцы с насильниками
(никто из них) никого никогда не арестовывал. Потому что те, кто сам
арестовывал, на гребне истерики в один голос ныли о попранной презумпции
невиновности. Сетевые борцуны – такие борцуны: переселившись жит в фейсбук они
почему-то думают, что и арест тоже происходит в фейсбуке. А вот взять самому «кролика»,
да и забить, ручками, ручками, м? Сказать насильнику: «Ты насильник, пошёл
нахуй, я тебя знать не знаю и руки больше не подам». После двадцати так,
примерно, лет знакомства, м? Родному брату, м? Аля, зафигачим? А наручники
одеть, силой, м? Они знаете, плачут, с мамочкой просят встречу, а вот хуй – не положено.
Если чё, дело Вайнштейна в этом всё и состояло: его пожрали
его друзья, знакомые и деловые партнёры, а не полиция (она возникла намного
позже). Как-то так. А вы, да-да, вот лично вы – сможете так сделать? Кто застал
СССР, тот знает мотивацию такого пиршества: нет там никаких паладинов
восьмидесятого уровня, там всё делается исключительно ради того, «чтобы самого
не засосало». Вайнштейна сожрали справедливо, но машинерия справедливости сама внутри
себя никогда не бывает справедливой: люди «сделали справедливо» отчасти с
перепугу, отчасти спасая шкуры и бизнесы, отчасти в силу процедурных
предписаний, и только отчасти собственно повинуясь чувству любви к воздаянию
мерой за меру.
Я так подробно всё это разбираю потому, что когда «вайнштейн-вирус»
залетел в Россию, многим почему-то показалось, что их это не коснётся.
Почему-то многие подумали, что жизнь не предложит им «забить кролика»… да-да,
ручками, ручками, вот так вот взять – и забить!
На самом деле поставленный мной здесь вопрос - это пирог,
состоящий из нескольких слоёв. Самый поверхностный слой состоит в том, что
презумпция невиновности священна в силу того, что человечество не придумало
ничего лучше. Прежде чем морально убивать человека, с которым ты давно знаком,
неплохо было бы убедиться, что он хоть в чём-то виноват.
Но на этом дело не заканчивается: ну, вот он, предположим,
виновен… Знаете, даже и у убийц бывают друзья. Даже от убийц не всегда
отворачиваются родственники, жёны, дети. Среди нас живут люди, отбывшие в
колониях по десять лет и больше. Просто живут. Работают на какой-нибудь
непрестижной работе, пьют чай, моются в бане.
Я заканчиваю: каратель – это профессия, довольно сложная в
моральном и психологическом отношении. Приглашать неопределённое количество
людей весело поиграть в карателей – это нечестно прежде всего по отношению к
самим этим людям. «А давайте хором осудим Пупкина, это же так весело». Да как
сказать… толпа, в силу своей коллективной природы, не в состоянии оценить
доказанность вины Пупкина (и прежде всего – в чём конкретно эта вина состоит).
Но главное – не в этом. Превращая людей в мелких карателей, идеологи игры
забывают (или не знают по невежеству), что обычная, тюремная кара обычно
когда-нибудь заканчивается, и преступник, трижды виновный, получает возможность
обнять своего брата.
Но только не в нашем прогрессивном случае: в нашем
прогрессивном случае брат будет среди карателей… или его не будет вообще.
Комментариев нет:
Отправить комментарий