четверг, 5 июля 2018 г.

Декларация независимости США и Декларация о государственном суверенитете РСФСР - два документа, в которых есть нечто общее





Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Четвёртого июля американский народ отмечает свой национальный праздник, День независимости. В этот день в тысяча семьсот семьдесят шестом году была принята Декларация независимости США.

Но сегодня я хотел бы поговорить о российской Декларации о государственном суверенитете. Это ведь два удивительно разных, и во многом противоположных документа. Несмотря на свои различия, оба они сильно повлияли на судьбы российского и американского народов.

Если вы сравните два этих текста, то сразу же заметите как минимум одно принципиальное отличие. Большая часть американской Декларации независимости посвящена перечислению причин, по которым североамериканские колонии не могут более оставаться в составе Британской империи. Это длинный перечень, который содержит в себе, по сути, все те претензии, которые американцы могли предъявить имперским властям.

Авторы Декларации даже употребили выражение «длинный ряд злоупотреблений и насилий», что только подчёркивает категорическую невозможность дальнейшего существования общего правительства с Британией. Американская Декларация абсолютно недвусмысленно разрывала всякие связи с предыдущей формой правления и объявляла об учреждении новой государственности в соответствии с новыми принципами.

Российская же Декларация о государственном суверенитете по своему смыслу представляет собой нечто противоположное: как это ни странно, уже в преамбуле этого документа провозглашается намерение создать новое государство в составе обновлённого Союза ССР..

Сейчас я не стану рассуждать о том, имела ли смысл эта оговорка в подобном документе, а только отмечу, что она там есть. Авторы российской Декларации вовсе не были полны решимости полностью разорвать союзные связи с другими республиками.

В ней нет такого ясного акцента на намерении распустить империю, который есть в американской. Мне представляется, что главный исторический смысл Российской Декларации о государственном суверенитете отражён в пункте четвёртом этого документа.

Это тот самый пункт, в котором право каждого человека на достойную жизнь и свободное развитие объявлено высшей ценностью. С этого момента права человека, а не абстрактная идеологическая доктрина стали главным содержанием российской государственности.

Да, в своей национальной Декларации Россия тоже в каком-то смысле прощалась со своим прошлым, только в первую очередь она прощалась с коммунистической идеократией, а не с советской государственностью. Страна скорее стремилась расстаться с обанкротившейся идеологией, чем со связями с другими республиками. История, впрочем, рассудила иначе.

В принципе, я готов согласиться с тем, что российская жизнь пока что не доросла до тех высоких принципов, которые лежат в основе Декларации, и это, конечно, грустно. Права граждан в нашей стране всё ещё нарушаются с удручающей регулярностью. Но из этого не вытекает, что сами права человека плохи или что кто-то не достоин их.

Наоборот, это означает, что людей необходимо лучше защищать. Основополагающие документы подсказывают нам, что государство учреждено в первую очередь для защиты людей, а не для преследования абстрактных целей.

А ещё я удивляюсь, когда люди, которые называют себя «патриотами» расписываются в своей ненависти к самым патриотическим в мире вещам, таким, как российская Декларация о государственном суверенитете! Всегда хочется сказать в ответ – если вам не нравятся главные, основополагающие документы нашей страны, то просто прекратите называть себя «патриотами». Если вы не уважаете российскую Декларацию о государственном суверенитете, то никакие вы не патриоты. Это слово к вам никак не относится.

Настоящие патриоты и настоящие граждане своей страны, в отличие от кликуш и лицемеров, должны знать, ради чего была создана национальная государственность.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго


голубка пикассо

Комментариев нет:

Отправить комментарий